Когда я училась на первом курсе, наш преподаватель по современному русскому языку и по совместительству официальный представитель МИД Мария Захарова начала вступительную лекцию с вопроса: «Что такое счастье?» Обычно слишком активная на занятиях, я всю пару молча наблюдала, как однокурсники пытаются разгадать загадку сфинкса.
Каждая попытка сформулировать точное определение для столь многомерного чувства (состояния? эмоции?) была безжалостно раскритикована Марией Захаровой. Когда полтора часа бесплодных рассуждений подошли к концу, она дипломатично объявила: «Счастье для каждого свое».
Прошло четыре года, я окончила университет, поступила в магистратуру, начала работать в школе и научилась отвечать на каверзные вопросы, как профессоров, так и учеников. Но с тем, что такое счастье и какое оно для меня, пока не разобралась. Хотя, похоже, приблизилась к ответу.
Другой мой преподаватель в МГИМО, Владимир Легойда, как-то сказал: «Найти призвание – счастье. Это когда дело тебе нравится и оно у тебя получается». Последние полгода я веду в медиаклассе курс, посвященный современной журналистике. Разбираю с десятиклассниками российский медиаландшафт, проверяю эссе о традиционных СМИ, дискутирую о цензуре в России и за рубежом, учусь быть для ребят наставником.
Мы заставляем друг друга «думать – хоть самую малость – и иметь обо всем собственное суждение» (о бессмертная и мудрая «Ирония судьбы…»!). Мы растем вместе, работаем на опережение: разбираем правовые кейсы, которые я сама решала в магистратуре, пишем сочинения на темы, задуматься над которыми ребятам предложат лишь на втором курсе бакалавриата. И всем происходящим я действительно наслаждаюсь! Так что, исходя из формулы Легойды, преподавание уже наполовину мое призвание хотя бы потому, что дело это мне нравится.
Но вот насколько оно у меня получается? И можно ли вообще молодому преподавателю оценить свой успех? Не придумано никаких количественных метрик, чтобы понять, какой след ты как учитель оставил в сердце и умах детей. Кроме разве что результатов ЕГЭ и олимпиад. Но и они не всегда показательны, ведь цель образования – нечто более важное, чем баллы за экзамены и поступление в вуз. Возможно, через несколько лет критерием моего преподавательского успеха и, следовательно, счастья станет благодарность первых учеников, которые к тому моменту уже окончат школу.
А пока приходится сражаться с собственным перфекционизмом и осознавать, что не все зависит от меня: в конце концов принимать ли те знания и мысли, которые мы пытаемся передать ребятам, решать им самим. Так что главное, что я верю в свое призвание. Ведь каждую неделю, приезжая к ученикам медиакласса, я чувствую себя счастливой. И они, надеюсь, тоже.
Дарья НАЗАРОВА, преподаватель медиакласса школы №625, выпускница факультета международной журналистики МГИМО
Комментарии