Во многих школах, даже в Москве, где 100 процентов школ подключены к Интернету, процесс приобщения учеников и учителей к мировой Сети зачастую заканчивается в кабинете директора – администрация образовательного учреждения иногда просто не понимает, зачем им нужен Интернет. А ведь и в самом деле, допустим, школа подключилась к Интернету – что дальше? Как помочь ребенку проводить время с максимальной пользой для дела, чтобы он не блуждал по сайтам сомнительного содержания, а направил свою активность в первую очередь на расширение кругозора, повышения мотивации к учебе? И как сделать учителя-предметника постоянным посетителем кабинета информатики?
Один из способов – пригласить их поучаствовать в проектах
Телекоммуникационный образовательный проект в школе предполагает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, которая имеет общую цель, согласованные методы, направленные на достижение общего результата деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации.
Как показывает опыт, подобные проекты наиболее эффективны при организации дистанционного и экстерного обучения, в частности, детей с ограниченными возможностями. Сетевые олимпиады и конкурсы стимулируют познавательную деятельность ребят, дают возможность проявить себя и свои способности.
Подобную работу мы ведем с 2000 года. Тогда школа была подключена к Интернету еще в режиме dial-up (коммутируемого соединения). С той поры и по сей день наши ребята ежегодно принимают участие в дистанционных викторинах и конкурсах. Сотни грамот и дипломов за личное и командное первенство (всего награждены более 500 учеников), включая грамоты и дипломы Минобрнауки РФ, Федерального агентства по образованию, ценные призы – это лишь малая доля того, что имеют школа, дети и взрослые от участия в подобных мероприятиях.
Правда, участвуя в сетевых проектах не первый год, мы обратили внимание, что во многих дистанционных олимпиадах и викторинах являемся чуть ли не единственными представителями не только нашего Центрального округа, но и всего города Москвы. Однако хочется верить, что это явление временное и в скором будущем число наших последователей увеличится многократно. Ведь несомненным плюсом телекоммуникационных олимпиад и конкурсов является то, что в них могут принять участие все желающие, в то время как на школьные и городские олимпиады обычно отправляют по 1-2 человека от класса или школы. При этом субъективная оценка ребенка учителем полностью исключена.
Другое преимущество дистанционной обучающей олимпиады состоит в том, что ученики могут работать над заданиями столько, сколько им требуется, не ограничивая себя ни временем, ни количеством используемой литературы.
Подобные мероприятия позволяют школьникам и педагогам увидеть и оценить свой уровень в изучении и в преподавании различных предметов. Нестандартные творческие задания очень нравятся ребятам. Что интересно, порой они выполняются лучше вовсе не теми, кто успешен в изучении материала на уроках, а теми, кто умеет быстро сориентироваться в ситуации, использовать все, что знает, и творчески это переработать. В выгодной ситуации оказываются ученики, умеющие хорошо работать с компьютером. Для таких ребят это создает ситуацию успеха особенно на уроках по тем предметам, по которым они принимали участие в олимпиаде.
Учителя же могут использовать вопросы испытаний и ответы учеников на уроках и на внутришкольных олимпиадах.
Адреса и явки
Где же можно найти информацию о сетевых проектах, олимпиадах, викторинах, конкурсах?
Ссылка http://school-sector.relarn.ru/efim/2skleroz/index.htm адресует вас на одну из страниц сайта Ассоциации научных и учебных оpганизаций – пользователей компьютерных сетей пеpедачи данных (РЕЛАРН). Эта организация является добровольным некоммеpческим объединением научно-исследовательских центров и институтов, вузов и ссузов, других учреждений, имеющих, как пpавило, бюджетное финансирование. На упомянутой страничке, которая забавно называется «Телематический склерозник», есть календарь ближайших сетевых мероприятий. Любой учитель-предметник, заглянув сюда, наверняка найдет для своих детей интересный конкурс или викторину.
На страничке http://school-sector.relarn.ru/efim/9pedsovet/index.htm каждый заинтересованный педагог может поделиться собственным опытом, а также пригласить для участия в своей дистанционной олимпиаде.
Академия информатизации образования, интернет-центр Воронежского государственного педагогического университета уже 15 лет проводят дистанционные интернет-викторины практически по всем предметам, изучаемым в школе. Особенность воронежских викторин в том, что они «долгоиграющие», то есть викторина по одному предмету длится порядка трех месяцев.
Ознакомиться с графиком викторин можно по ссылке http://www.vspu.ac.ru/de.
На сайте есть архив викторин прошлых лет, где можно прочесть все задания, которые когда-либо использовались организаторами.
Наиболее интересные телекоммуникационные олимпиады, с нашей точки зрения, проводит Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. На странице http://www.edu.yar.ru/russian/projects/index.html можно посмотреть, где, когда и какие мероприятия пройдут, покопаться в архивах заданий, а также посмотреть/принять участие в международных, творческих, игровых и исследовательских проектах. Олимпиады по предметам проходят либо в один-два тура (1-2 месяца), либо в 4 тура в течение всего учебного года.
А что же Москва? Проводятся ли в столице подобные конкурсы? Разумеется!
На странице http://eduland.ru/ Содружества дистанционных обучающих олимпиад (ДОО) можно выбрать тот сетевой проект, который предлагают организаторы, и принять участие в нем. Кстати, то самое первое испытание, с которого началась наша «интернет-одиссея», было именно дистанционной обучающей олимпиадой по географии (ДООГ-2000).
Нужно отметить, что данными олимпиадами и конкурсами количество интеллектуальных проектов не ограничивается. Заглянув в Интернет, всегда можно отыскать то, что интересует лично вас и подходит вам по возрасту.
Главное – захотеть!
Дети относятся к компьютеру не как к некоей ценности, чем грешат многие взрослые, а рассматривают его как инструмент для удовлетворения собственного интереса. Поэтому он помогает создать подлинную познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение в школе.
Перед педагогом, применяющим новые информационные технологии на своих уроках, стоит задача найти время и методы для того, чтобы ученик, имеющий доступ к огромному потоку информации, рос современным, разумным, гуманным, способным трудиться в коллективе. А работа в команде развивает у детей чувство коллективизма и коммуникативные навыки – умение кратко и четко формулировать мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения, уметь слушать, уважать мнение собеседника и считаться с ним.
Участие в российских олимпиадах повышает авторитет ребят в глазах одноклассников, а кого-то подталкивает к более глубокому изучению предметов.
Для старшеклассников же сейчас наиболее важно осознание необходимости умения работать с компьютером для поступления в престижный вуз и устройства на хорошую работу.
Накопленный нами опыт по организации сетевой деятельности школьников позволяет с уверенностью сказать, что такие формы работы доступны любой школе, имеющей соответствующее оборудование и выход в Интернет.
И если вы хотите принять участие в дистанционной олимпиаде, главное, что вам потребуется, – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, время и желание.
Нина ТИХОНОВА, директор школы №96, Москва
Комментарии