search
main
0

Расстояние длиною в сорок песен. Светлое чувство ожидания чуда

Мы продолжаем серию публикаций о всемирно известном детском центре «Орленок» (см. «УГ» №18 от 4 мая 2010 года и №23 от 8 июня 2010 года).

Аделина КИРЕЕВА, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии дополнительного образования

Работать вожатому в «Орленке» нельзя меньше двух лет, так как первый год мы только воспроизводим то, чему учимся в школе вожатых, проживаем все четыре времени года, встречая совершенно разных ребят. Только второй год дает нам радость профессиональных проб, ошибок и удач, профессиональных откровений, пониманий и открытий. На мой взгляд, это самый лучший период профессиональной жизни, когда ты уже не новичок, но еще и не профессионал, то есть все внове, свежо и проживается с чувством, настроением, ощущением потребности свежего, нового, энергичного. Если вожатый работает в отряде дольше, он становится мастером своего дела, и если ему не наскучила работа, то и своя жизнь становится в радость.

Профессионализм, на мой взгляд, передается только «из рук в руки». Можно, конечно, прочитать лекцию, провести семинар, мастер-класс, но ничто не заменит совместную работу в одной творческой группе по подготовке отрядного или общелагерного дела. Важен не только алгоритм действий, но и общая радость, если дело получилось удачным, или общее огорчение, если что-то не сложилось. Одним словом, это называется переживанием за общее дело. Поэтому звание «Старик» передается не только потому, что приехали вожатые-новички, но и потому, что «уже есть что передавать».

Поэтому и разговор на «огоньке» не сможет стать со стороны вожатого просто выговором за плохое поведение, ведь это одна из лучших форм работы с подростками при главном условии – что разговор тщательно готовится, продумывается и выстраивается не только самим вожатым, но и совместно с ребятами. Конечно же, на «огоньке» может решаться конфликт, но разговор не может вести только взрослый на повышенных тонах, он не может «обидеться» на ребят и уйти просто потому, что это работа на чувствах, эмоциях детей, а не на осмысление происходящего, преодоление конфликтной ситуации. Понимание этой простой истины приходит только «через себя».

Каждый день в «Орленке» – это событие, чтобы оно стало таковым и для ребенка, необходима большая творческая работа вожатого. Чтобы было интересно самому, необходимо постоянно придумывать новое. «Каждое дело творчески, иначе зачем?» – девиз придуман братом-вожатым для себя, чтобы самому не привыкнуть к обыденности, не потерять дар удивляться, открывать новое, видеть событие даже просто во встрече с интересным человеком, закатом солнца, приветливым словом… Значит, опять проживание события вместе с ребятами отряда!

Если растешь сам, то и подросток это ощущает, тянется к интересному вожатому. Отрядное дело – это большое событие, которое задумывается, готовится и проводится совместно с ребятами. Это целое открытие: «Оказывается, я могу!» и «Это интересно еще кому-то!». Причем эти восклицания касаются в первую очередь самого вожатого – думающего, доброго.

Отрядное или общелагерное дело должно волновать вожатого, это тоже его кусочек жизни, который он проживает с детьми. При таком подходе просто не может появиться в арсенале вожатого дежурных дел, обязательных к исполнению, заранее придуманных и не подлежащих изменению. И еще человек всегда имеет право на ошибку (имею в виду творческую) – и вожатый, и подросток. Главное – понять, что было хорошо, а что не очень, почему так получилось и какие советы себе мы можем дать. Это все пригодится воспитаннику, это его пусть небольшой, но собственный опыт, который он получил здесь, в «Орленке» (социальный, жизненный). Только собственный опыт, собственные убеждения могут двигать человека вперед.

Важно, чтобы вожатый и подросток осознавали, понимали, принимали, а потом могли повторить у себя в школе или среди друзей то, чему научились в «Орленке». Пытались повторить и эмоциональный фон жизни, а это невозможно без песен, легенд, друзей… «Расстояние» до Туапсе именно 40 песен, чтобы ребятам не было физически плохо в дороге после многочисленных слез прощания. Могли не только рассказать легенды по памяти, но и сочинять их сами (простые формы отрядных дел – «Вечер легенд» или «Вечер неразгаданных тайн»), этому их тоже учили – и получалось! И легенды придумывались светлые, с «перпективой будущей радости», с ожиданием чуда. Не грусть должна оставаться в детском, а особенно в подростковом сердце и уме, а светлое чувство ожидания чуда!

И конечно же, очень важно, чтобы у каждого подростка появился свой взрослый друг в «Орленке». Это может быть вожатый, и не только своего отряда, методист или любой сотрудник центра. Главное – он должен быть интересен, мог бы не только выслушать подростка, но и дать дельный совет. Это сложная задача, но вполне выполнимая, ведь ребенок приезжает не к конкретному вожатому, а во Всероссийский детский центр «Орленок» и помнить он будет именно «Орленок», поэтому нельзя «замыкать» подростка на себя, один вожатый не сможет раскрыть всю уникальность центра, многообразие его возможностей и шансов для ребенка.

Общение межвозрастное было, есть и будет важной потребностью подростка, особенно в таком особенном месте – в «Орленке». Оно очень важно и для самого вожатого: по возрасту он не так далек от подростков старшего отряда. Для становления его личного профессионального опыта также необходим значимый для него взрослый, то есть мастер своего дела. Этим значимым взрослым обязан стать старший вожатый детского лагеря, методист, педагог дополнительного образования и т. д.

Поэтому одна из важных задач руководителей всех уровней в детских лагерях – объединить вокруг вожатых-новичков как можно больше удивительных, мастерски владеющих профессией педагогов «Орленка», которые позволят вырасти мастерству вожатого.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте