Коллективный способ обучения предполагает соединение всех четырех форм организации учебного процесса: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, при ведущей роли коллективной.
Существует несколько методик КСО:
– методика ВОЗ (взаимообмен знаниями), при которой ученики обмениваются информацией, которой не обладают;
– методика А.Г. Ривина предназначена для работы со сложными текстами (разбить на абзацы, озаглавить, составить вопросы);
– методика ВПТ (взаимопередача тем) создана для работы с текстами несложного содержания;
– обратная методика А.Г. Ривина предполагает, что учащиеся должны найти ответы на вопросы в учебнике или другом источнике;
– методика Ривина-Баженова многопрофильного использования или тренировочная. Учащимся предлагается много вопросов (перед зачетом, экзаменом), и на них нужно ответить, вспоминая, повторяя изученный ранее материал;
– методика доводящих карточек направлена на выработку понятий, суждений, законов через постановку вопросов; открывается новое и одновременно повторяется ранее изученное.
Каждая новая тема предполагает творческое применение названных методик, и это дает учителю возможность в сотрудничестве с учащимися, не повторяясь, каждый раз по-новому осваивать учебный материал. И результативность такой работы заключается не просто в усвоении какой-то суммы знаний и умений, но и в овладении умением самостоятельно работать, в развитии навыков самоконтроля, повышении ответственности за результаты учебного труда (своего и своих товарищей). Изменяется стиль и уровень общения не только во время учебной работы, но и в других ситуациях. Названные методики также способствуют интеллектуальному, творческому развитию школьников.
При выборе способа изучения той или иной темы приходится учитывать особенность преподнесения ее в школьном учебнике. Так, на уроках в 8-м классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке» предполагается использование четырех карточек (4 «входа» в тему), а материал по теме «Односоставные предложения» дал возможность не печатать карточки, а составить их вместе с восьмиклассниками в виде обобщенной таблицы, в которую внесли вопросы-задания и вписали номера упражнений.
В курсе 9-го класса технология КСО успешно применяется при изучении любой темы.
В традиционном планировании уроков по теме «Сложноподчиненное предложение» 2 часа отдается на изучение сложноподчиненных предложений с придаточным определительным, 2 часа – на изучение сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным, 1 час – на закрепление изученного и 1 час – на контрольный диктант. Уроки с применением технологии КСО можно спланировать иначе: 1-2 урока – сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными (сдвоенный урок), 3, 4, 5-й уроки отведены на работу с текстом и различные задания творческого характера (это уроки обычного типа) и 1 час – на контрольную. На протяжении изучения темы происходит повторение орфографии. На это отводится 10-12 минут в начале урока.
Тема урока: Придаточные предложения условия и причины.
(На материале творчества М.Ю. Лермонтова.)
Цель урока – формирование умений:
– определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными условными и причины; отличать указанные виды придаточных от других видов;
– правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изученными придаточными, составлять схемы;
– определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные предложения с главным.
Оборудование и наглядность на уроке:
1. Кодоскоп.
2. Дидактический раздаточный материал: карточки №1, №2, тесты.
3. Запись на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Лингвистическая разминка.
1. Устный диктант.
Определить, какой схеме соответствует диктуемое предложение, при помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному.
На доске – схемы предложений:
1) […глаг.], (союз ЧТО) – придаточное изъяснительное,
2) [указ. слово + сущ.], (союзное слово ГДЕ) – придаточное определительное,
3) […, (когда…), …глагол ] – придаточное времени.
Часа через два, когда все на пристани умолкло, я разбудил своего казака.
Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег.
Пробираясь вечером к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.
2. Лингвистический эксперимент.
Задания:
– пронаблюдать, какие варианты расстановки знаков препинания возможны в следующих предложениях, почему;
– как меняется интонация предложения в зависимости от места запятой в нем.
1) Кругом было тихо так что слышался малейший шорох.
2) Мы молчали потому что восторг не терпит никаких возгласов и внешнего выражения.
III. Работа в парах постоянного и сменного состава.
На столах учащихся лежат «Памятки для работы в парах сменного состава», карточки №1, №2.
Выполнив задания из карточек, дети работают над упражнениями учебника №94 (2, 8, 11, 12), №96 (5, 6, 8).
IV. Устная проверка усвоения знаний.
К доске поочередно вызываются два ученика.
1. На какие вопросы отвечают придаточные причины?
Какими союзами присоединяются к главному предложению?
Какие союзы, связывающие придаточные предложения, имеют книжную окраску?
Начертите схему предложения, записанного на обороте доски:
Закурив трубки мы уселись у затопленной печи потому что день был сырой холодный. (Знаки препинания не расставлены).
2. На какие вопросы отвечают придаточные условные?
Каковы стилистические особенности союзов, связывающих придаточные условные с главным? («Если», «если… бы» – стилистически нейтральны; «в том случае, если», «когда-то» – книжный стиль; «ежели», «раз», «коль», «коли» – разговорный стиль речи.)
V. Творческий диктант.
Задание: используя причинные союзы, заменить сложносочиненные предложения на сложноподчиненные.
1. Человеческий гений не знает границ, и жизнь будет еще чудесней, еще удивительней. (Потому что.)
2. Хлеб – судьба всего народа, и забота об урожае стала всенародной. (Ибо.)
VI. Проверочная работа.
Тест по вариантам. Взаимопроверка.
Критерии оценивания – на доске.
VII. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выписать 10 сложноподчиненных предложений с придаточными причины и условия из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (повесть «Княжна Мэри»).
Светлана УШАКОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы №4 г. Губкинского
Ямало-Ненецкого автономного округа
Тест №1
Указать номер придаточного условия.
1. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
3. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.
4. Это я придумал соловья, чтоб вздохнула милая моя.
5. Любое живое дело можно погубить, если делать его равнодушными руками.
6. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
7. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
8. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
9. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
10. Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.
11. Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми.
Тест №2
Указать номер придаточных причины.
1. Вследствие того что приливы повышают уровень воды, морские суда смогут заходить вверх по реке на десятки километров.
2. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
3. И грянул птичий хор, как будто он поджидал лишь только нас.
4. Однажды зимой я остался ночевать у них, потому что поднялась сильная метель.
5. Пока горел костер, было светло и тепло.
6. Где нет любви к искусству, там нет и критики.
7. Я накинул на плечи шинель, потому что озяб от холода и усталости.
8. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
9. Часов в пять, когда спала жара, все оживилось.
10. Не мил и свет, если друга нет.
11. Густая трава росла по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги.
Карточка №1
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
1. Выучи теоретический материал.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины присоединяются союзами ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО и др. ко всему главному предложению, отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?
Союзы ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, ИБО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО имеют книжную окраску.
2. Запиши предложение, расставь знаки препинания, подчеркни грамматические основы, начерти схемы:
За пять часов времени мы не проехали и двадцати верст потому что дорога была скверная.
Валя проснулась оттого что в столовой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой.
Карточка №2
Сложноподчиненные предложения с придаточными условными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условными присоединяются союзами ЕСЛИ (ЕСЛИ… ТО), КОГДА; РАЗ, КОЛИ, КОЛЬ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ, КОГДА-ТО, ЕЖЕЛИ ко всему главному предложению или к предыдущему придаточному; отвечают на вопросы ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? КОГДА? (в придаточных условных с союзом КОГДА обычно чувствуется добавочный временный оттенок). Союзы имеют стилистические особенности: ЕСЛИ, ЕСЛИ БЫ – стилистически нейтральны; В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ, КОГДА-ТО – книжный стиль; ЕЖЕЛИ, РАЗ, КОЛЬ, КОЛИ – разговорный стиль.
2. Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни грамматические основы, начерти схемы.
Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.
Комментарии