Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, первый вице-президент Ассоциации «За гражданское образование»:
Говорят члены жюри
– Интернет-олимпиада – это олимпиада будущего. Победители нынешней продемонстрировали в первую очередь не только знания, но и умение пользоваться компьютером на более высоком уровне, чем многие другие ребята. Тема эссе «Перспективы развития гражданского общества в России» была такой же, как и на традиционной олимпиаде. Работы получились в основном интересные. Многие порадовали нас глубокими мыслями, широтой эрудиции, интересными примерами из деятельности общественных негосударственных организаций.
У наших людей пока не существует единого мнения о том, есть ли в стране гражданское общество или его пока нет. На семинаре для учителей доктор экономических наук, профессор МГУ Александр Аузан утверждал, что гражданское общество у нас уже существует и приводил примеры, когда люди обращались в Комитет солдатских матерей, Общество защиты прав потребителей, в различные правозащитные организации.
Иногда слышишь такие разговоры: вот когда будет у нас развитое гражданское общество, тогда все и наладится. Однако на этой лекции учителя узнали о том, что не все общественные организации приносят людям пользу, иные даже действуют во вред значительной части населения. Наша задача состоит в том, чтобы способствовать созданию таких неправительственных организаций, которые помогали бы развивать демократию, демократические отношения в стране.
Работы, которые не попали в число победителей, нуждаются в доказательствах. Нужно, чтобы авторы приводили примеры и аргументы в защиту своих рассуждений, своей позиции. Хочу пожелать, чтобы ваша критика была конструктивной. Идя по жизни, старайтесь не только отрицать то, что делается, но и предлагать свое. Еще хочу пожелать всем ребятам активно участвовать в строительстве гражданского общества.
Говорят учителя
В первый год я приезжала сюда с ученицей из 6-го класса. Все для нас было новым и неожиданным. Что меня тогда особенно поразило? Я из Санкт-Петербурга, и мне казалось, что здесь, в Москве, отношения более казенные, более официальные. И то, что я увидела здесь, перевернуло мои представления о москвичах.
Сама обстановка на Олимпиаде позволила мне почувствовать себя действительно учителем и значимым человеком. И в последующие приезды сюда мое мнение нисколько не изменилось.
Считаю, что самым большим достижением является именно то, что все мы ощущаем себя одинаково востребованными, одинаково желанными участниками. И у детей такое же ощущение, и у педагогов. Хорошо, что сюда приезжают ребята и их учителя со всей страны. Мы знакомимся, общаемся, делимся опытом.
Меня радует, что я здесь встречаю единомышленников. Меня радует, что я здесь встречаю взаимопонимание, взаимоуважение. Я искренне горжусь, что у меня появилось много знакомых, по-настоящему творческих, по-настоящему преданных своему делу.
Опыт, знания, которые я каждый раз здесь получаю, стараюсь применить у себя. У нас в Красносельском районе Петербурга ежегодно проходят семинары в конце апреля. И у меня там всегда спрашивают, что нового я вынесла с олимпиады. И я делюсь с ними и впечатлениями, и теми пособиями, которые получила в Москве.
Ежегодно я выступаю на этих совещаниях со своего рода отчетом о том, какие появились новинки в области гражданского образования, что нового я узнала на московских встречах.
Я бесконечно благодарна организаторам олимпиад, авторам учебных пособий, которые снабжают нас новейшей методической литературой. Потом в течение учебного года мы перечитываем, перерабатываем, творчески используем эти пособия. Очень часто даю открытые уроки, используя привезенную литературу. Коллеги советуются со мной по поводу использования интерактивных методов на занятиях по обществознанию и правоведению.
Что дает еще олимпиада нам, учителям? Повторяю – это общение друг с другом. Девять лет назад я ничего о граждановедении не знала, а теперь считаю себя во многом специалистом и могу свободно обсуждать проблемы гражданского образования. Я стала посылать разработки своих уроков в «Учительскую газету» и «Граждановедение».
Чувствую себя теперь более уверенно, более спокойно. Каждый год на олимпиадах узнаю о более современных технологиях. Ни разу не повторялись ни одна тема, ни одна проблема на семинарских занятиях, которые для нас здесь устраивают.
В нашем лицее мы тоже стараемся ввести все новые достижения в гражданском воспитании детей. Создали проект демократического управления нашим лицеем. Выбрали президента, парламент. Ребята с увлечением в этом участвуют.
Очень хочу еще раз подчеркнуть, что мы благодаря олимпиаде обретаем ощущение того, что ты нужен, что ты значим. Это очень важно.
Ирина ГОРЕВА, директор гимназии, г. Новоуральск, Свердловская обл.:
– В этом году я в девятый раз приехала на олимпиаду. И мне очень хотелось бы уже завершить подготовку своих учеников к этому важному и памятному для них экзамену. Для меня, конечно, нелегко готовить ребят к такому ответственному испытанию, довольно сложно, требуется много сил и времени. Вопросы с каждым годом становятся все сложнее и сложнее. Приходится пользоваться очень многими учебниками, дополнительной литературой. Ребята, конечно, постоянно обращаются за помощью, за консультацией. Для того чтобы ответить на все их вопросы, приходится все остальное откладывать в сторону. Но когда мы сюда приезжаем, забываешь об усталости. И начинаешь невольно строить планы на следующий год.
Конечно, очень хорошо, что эти олимпиады проводятся. Хорошо, что ребята видят себе подобных, видят, за кем нужно тянуться. То, что они общаются, на мой взгляд, с очень замечательными преподавателями, которые принимают испытания, для них это исключительно полезно. Самым бесценным качеством этих олимпиад я считаю то, что ребенок начинает себя уважать после устного тура. Каждый выходит после ответа и говорит: как здорово, я так хорошо ответил. Этот дух сотворчества, сопереживания и уверенности, который закладывается в них, он помогает нам всем выстоять в порой непростых жизненных условиях. Для нас и ребят это был настоящий праздник.
Галина СМИРНОВА, учитель обществознания гимназии №2, г.Раменское, Московская обл.:
– Поздравляю всех ребят и учителей, приехавших сюда, с окончанием олимпиады. Праздник нашей встречи, к сожалению, закончился. У нас с Татьяной Юрьевной Ивановой была самая младшая группа. И я думаю, что им, ученикам 6-7-х классов, было сложнее всех. Это первое для них такое испытание. И они должны были показать и знания, и эрудицию, и гражданскую позицию и справиться с волнением, которое вызвано первым в жизни экзаменом. Мы с особым чувством восхищения и признательности детям за их теплые, добрые сочинения, в которых они рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, участниках Великой Отечественной войны. Отрадно, что вы хорошо знаете историю своей Родины и своей семьи, что вы гордитесь близкими людьми. Эти эссе входили в письменные работы, которые вы должны были прислать для участия в первом туре олимпиады.
Мы были вполне удовлетворены и вашими устными ответами. Нас порадовало, что вы хорошо усвоили значение таких сложных понятий, как «свобода», «демократия», «права человека». Мы благодарны вам за то, что вы приехали сюда основательно подготовленными.
Андрей ИОФФЕ, заместитель директора партнерства «СИВИТАС-Россия»:
– Хочу отметить, что всего за несколько дней ребята, приехавшие в поселок Московский, стали одной командой. Конечно, каждому хотелось быть первым, каждому хотелось стать победителем. И если кому-то это не удалось, ничего страшного в этом нет. Жизнь продолжается. У вас все впереди. И у тех, кто в этом году заканчивает одиннадцатый класс.
Я хочу сказать спасибо за то, что вы потратили достаточно большое количество времени, чтобы написать письменные работы, ответить на вопросы заочного тура. И те размышления, которые вы нам прислали по поводу гражданского общества, по поводу проблем демократии, оказались для нас очень интересны. И у нас давно зреет идея о создании такого учебника, в котором ученики отвечают на вопросы нашей олимпиады. Это то, что вы создали совместно со своими учителями.
В этом году вы продемонстрировали достаточно высокий уровень подготовки. Вопросы были сложные, как сами тесты, так и билеты на устных испытаниях.
Хочу сказать, что на все вопросы нельзя знать ответы. Одни вопросы оказались более простыми, другие довольно сложные, но большинство справились и с теми, и с другими. Во время устного испытания мне особенно понравилась одна фраза: «Я никогда не встану под каким-либо флагом, пока я не узнаю, какая рука этот флаг держит». Надо не только смотреть на лозунги, надо смотреть, кто с этими лозунгами идет, кто за этими лозунгами стоит. Мы вместе с вами учились.
Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук:
– Не кривя душой, я хочу сказать, что в этом году как никогда удивительно сильные ребята подобрались в нашей группе. Нам было чрезвычайно сложно выбрать финалистов. Мы долго ломали голову, как определить, чем отличаются самые лучшие от лучших. Отмечая всех отвечавших, я хочу особо сказать о двух девочках. Они поразили наше воображение. Одна из них – Наташа Ломова. Она замечательно отвечала на свой билет. Но еще более поразила нас, в том числе и профессионального политолога, кандидата исторических наук Ольгу Викторовну Кишенкову, Анастасия Ильина из Удмуртии. Даже взрослые не всегда так глубоко, аргументированно, хорошим литературным языком могут отвечать, как отвечал этот ребенок. Спасибо огромное всем ребятам, спасибо огромное учителям.
Комментарии