«Хочешь похудеть? Спроси меня, как». В 90‑х значки с таким слоганом носили представители компании «Гербалайф». В рамках промофильма «Я худею» его создатели тоже могли бы их нацепить. Они знают, как худеть, а еще делать фильмы, собирающие за первый день проката 110 миллионов рублей.
В преддверии надвигающегося лета фильм приобретает особую популярность. Будто бы по иронии судьбы на него приходят пухлощекие девчонки под ручку с худощавыми подругами. Они жуют попкорн, сопереживают героям, хохочут над ситуациями «и смех и грех». Фильм напоминает коллективный сеанс психотерапии, и этим он прекрасен.У Ани (Александра Бортич), главной героини фильма, любительницы поесть, проблемы с лишним весом. Ее бросает парень Женя (Роман Курицын), фанат фитнеса и на редкость косноязычный нарцисс. Она хочет его вернуть. Но и уютный Макдоналдс, где можно заесть стресс, просто так не отпускает. Подруга-оторва Наташа (Ирина Горбачева, звезда Инстаграма, известная многим по роли в «Аритмии» Б.Хлебникова) пытается влить в Аню живительную порцию воли, и вот уже та готова бороться за свое счастье. Но является ли счастьем тот, ради кого она героически борется с двадцатью лишними килограммами? Тот, кто заставляет ее комплексовать и чувствовать себя неуютно в собственном теле? И не полезнее ли будет здесь не стесняющийся себя добродушный Рыхлый (Евгений Кулик), который научит Аню любить себя и жизнь?Красной нитью через фильм проходит проблема выбора. Между привычками и отказом от них, тем, что дается без труда, и тем, ради чего нужно попотеть, между размеренной провинцией и сулящей успех Москвой, обидой и прощением.«Я худею» то ли энциклопедия современной русской жизни, то ли галерея выдающихся и не очень типажей – самовлюбленные юноши и самоотверженные девушки из поколения тридцатилетних, добродушный пухлячок (Евгений Кулик), способный беззаветно любить, которого героиня поначалу воспринимает просто как друга, спивающийся механизатор Гриша (Олег Кассин), фанат ансамбля The Queen, мастер выжигания по дереву и самогонщик-энтузиаст в одном лице. Они олицетворяют Россию, живущую в трех временах: в прошлом, всегда открытом для ностальгии и светлой грусти, настоящем, с которым не знаешь, что делать – то ли заесть, то ли запить, то ли вылепить из него что-нибудь, и будущем, которое у каждого свое.Начинаешь догадываться, почему на роль беспутного отца Ани, ставшего успешным уже после того, как ушел из семьи, взят Сергей Шнуров. Развлекая страну примерно столько же, сколько находится у власти нынешний президент, он представляет собой ходячий призыв «в любой непонятной ситуации танцуй», что он и делает под Freestyler, хит некогда популярной финской группы Boomfunk MC’s. В фильме, рискующем распасться на скетчи и дежавю-сцены из американских молодежных комедий, он выполняет роль шамана, который как бы выражает идеи примирения. Ведь понятно, что Шнур везде играет себя, даже не пытаясь перевоплотиться (в одном из своих давних интервью он сказал, что актерское перевоплощение вредно для мужского самосознания). Он нужен тут просто для того, чтобы зритель с умилением произнес: «О, и Сережа здесь, значит, все нормально».Вследствие того что все конфликты фильма размываются идеей примирения всех со всеми и себя с собой, он является одновременно и мотивирующим, и расслабляющим.Героиня неожиданно понимает, что и с двадцатью лишними килограммами она была «ничего так». Основная идея фильма емко выражена в слогане: «Харэ себя стесняться».Одна из издержек актерской профессии – быть готовым похудеть или потолстеть для той или иной роли. Можно вспомнить Тома Хэнкса, который для своей роли в фильме «Изгой» похудел на 20 килограммов. Можно вспомнить, как Деми Мур, входя в образ для «Солдата Джейн», доводила себя тренировками до полного изнеможения. Наконец, Сильвестр Сталлоне с его «Рокки».«Я худею» случай и вовсе уникальный. Для него Александра Бортич поправилась на 20 килограммов, а потом сбросила их. Более того, режиссер картины Алексей Нужный и сценарист Николай Куликов самоотверженно сбросили по паре десятков килограммов, чтобы, наверное, лучше проникнуться идеей. Все вышесказанное не отменяет того, что «Я худею», мягко говоря, не шедевр. Конечно, «пипл схавает», от зрителей отбоя нет. Но бросаются в глаза и сценарные ляпы (некоторые поступки главной героини не вытекают из ее характера и кажутся, что называется, притянутыми за уши), и надуманность некоторых сцен, и временами совсем натужная игра актеров, и неестественность реплик. Нередко фильм больше напоминает работу телевизионщиков или свадебных видеографов. Красивые виды Нижнего Новгорода под звуки попсы постоянно врываются в сюжет, внося излишний для кинокартины «расслабон».Но не следует к этому фильму предъявлять завышенные требования, потому что создатели его как раз последовательны, не стесняясь собственных ляпов и косяков, они призывают нас к тому же. Долой комплексы и постоянное движение к недостижимому идеалу. Расслабляться тоже надо уметь.Если бы объявили конкурс альтернативных названий для фильма, то лучше перефразированного кубриковского «Как я перестала бояться и полюбила себя такой, какая я есть» ничего нельзя придумать.
Комментарии