Отгремели литавры побед Всероссийского конкурса, и учителя Подмосковья стали готовиться к следующему. Чтобы определить, кто будет представлять регион в 2012-м, конкурсанты и жюри собрались в Губернском профессиональном колледже. «Учитель года Подмосковья» – одна из номинаций, вторая – «Воспитатель года Подмосковья» – проводилась параллельно в рамках единого конкурса. Для номинантов первого блока предусмотрены тестирование по русскому языку, визитные карточки, представление опыта работы, уроки. Марафон первого тура продолжался почти неделю. К финальному туру, который прошел в Педагогической академии последипломного образования, двенадцать лидеров забега обрели второе дыхание и провели там уже свои мастер-классы, придав им веса оригинальными лекциями по философии образования. Интрига, кто из пятерки окажется победителем, пока сохраняется…
Оценку в третьем туре конкурса осуществляет оргкомитет. Свое мнение комиссия составляет из собеседования с финалистами. Поэтому… обаяние, обаяние и еще раз обаяние. Это всегда главный козырь в борьбе за победу.Проявить себя человеком ярким, креативным, самобытным предоставляется много шансов. Сказочные ситуации, придумываемые участниками в визитках, и реалии будней, о которых рассказывают конкурсанты жюри на представлении опыта, позволяют наметить судьям своих фаворитов. Но урок в одночасье либо скидывает любимчиков с пьедестала, либо открывает доселе не увиденные грани личности, меняя картину рейтинга диаметрально. Только во время урока можно разглядеть, как умело пользуется специалист методическими приемами и достаточно ли в нем любви, чтобы зажечь сердца детей.Да, бывают уроки весьма добротные, хорошие, но не конкурсные. Бывают и слабые, незрелые. А есть такие, после которых с ощущением счастья от соприкосновения с чем-то удивительным выходят из класса не только ученики, но и судьи.Татьяна Матусевич из школы №8 Подольска объясняла серпуховским шестиклассникам, что надо быть смелым, надо различать, что не на виду. Так считает фея Берилюна, персонаж Мориса Метерлинка. Поиск синей птицы – это поиск счастья. Но представление о том, что это такое, у каждого свое. Поэтому те, кто устремляется в погоню за пернатой, ищут не столько удовлетворения желаний, а истину. Ведь из того, что ты хочешь, следует, кто ты есть на самом деле. Урок «В каждом предмете есть душа» подвел ребят к размышлению об окружающих их вещах, к тому, что волнует каждого, но за суетой взросления теряется. Ведь вспомнил же Кирилл во время разговора о путешествии Тильтиля и Митиль: он и вправду чувствует, как больно игрушке, когда она падает! Безусловно, обсуждение фатализма в жизни и искусстве благодатная платформа для неожиданных выводов и прояснений собственной позиции. Но к сожалению, взрыва сознания подростков не произошло: гладко, четко, менторски. Осветит ли после такого знакомства с произведением путь этих девчонок и мальчишек Душа Света? То, что не взволновало, забывается быстро…А вот у второклашек глаза горели весь урок. Татьяна Седова из гимназии №16 Химок покорила младшеклассников целиком и полностью. Весело, необычно, стремительно. Они даже и опомниться не успели, а английские слова и звуки накрепко засели в их головках. Они сами давали имена игрушкам, принесенным их новой учительницей, и придумывали про них истории, которые рассказывали друг другу… на английском. Конечно, они немного знакомы с языком, образовательная система, выстроенная губернским колледжем, позволяет сохранять преемственность и готовить к школе еще в садике. Поэтому чуть-чуть инглиша в подготовительной группе, немного в лингвистическом кружке во время учебы в первом классе – словарный запас ко второму у ребят более или менее сложился. И что ж его не продемонстрировать, когда улыбчивая «англичанка» за изложение подноготной их snake Клима и camel Александра с готовностью требует: «Give five» – и хлопает твоей ладошкой о свою! Как самый настоящий друг!Жюри судило строже. Трехлетний стаж Седовой не дал по-настоящему еще раскрыться ее талантам, время не отточило ее мастерства настолько, чтобы блистать на конкурсе. Судьи посетовали, хотелось бы увидеть ее снова годика так через два, после того как она попробует последовать советам своих более опытных коллег.А вот профессионализм другой «англичанки», Елены Юдиной из школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов Дубны, жюри оценило весьма высоко – Юдина вошла в финальную дюжину. Ведь она точно знает, как эффективно обучить школьников языку, сделав своей методической основой трех китов: коммуникативные и интерактивные упражнения, а также Multiple Intelligences. Эта технология развивает логико-математические, музыкально-ритмические, визуально-пространственные, натуралистические, кинестетические, а главное – лингвистические способности. Она со своими учениками с жаром обсуждает «Приключения Пиноккио» и «Чудеса страны Оз», «Принца и нищего» и «Ребекку». И кто сказал, что современные дети не читают? Еще как, да на английском. Потому что есть с кем поговорить об остроумии О.Генри и тонкости Моэма. И о человеке создающем вообще. Популярными темами на уроках Юдиной обычно бывают «Живопись: фантазия или реальность», «Искусство – источник знаний», «Искусство в моей жизни». А иногда ее дети тоже гонятся за счастьем и желают поговорить о ценностях, судьбе и вообще о том, что делает человека счастливым. Когда необходимо выговориться, какая разница, на каком языке это делать?!Любит общаться и «немка» Наталья Петрякова из лицея Лобни, которая тоже вышла в финал. И ей все равно – лично или виртуально: они с ребятами выходят в онлайн-связь сразу же, как только чувствуют, необходимость в этом есть. Например, говорят они с классом о погоде, ну как тут не узнать, дождь или ведро сейчас в Берлине?! Да без проблем! Над своим дипломом «Средства выражения субъективной модальности в немецком языке» Петрякова работала в Иркутске, два года училась в Германии в Фульда. И считает, что ей помогают в преподавании семь правил: «Образ жизни по-немецки», «Через тернии к звездам», «В гостях хорошо, а дома лучше», «У каждой реки есть свой исток», «Интер – Сити – Экспресс», «ФразеологизмусБург», «Повторенье – мать ученья». У ее учеников есть множество друзей в разных городах Германии, они ездят друг к другу в гости. А еще удается поболтать по-немецки им и в родной Лобне. Обновленный фехтовальный зал города стал популярен настолько, что в нем проводят международный чемпионат. Юные спортсмены из Дюссельдорфа часто наведываются сюда проверить свои силы. Вот тогда и выдается возможность у лобненских лицеистов – неизменных переводчиков на турнирах, поболтать с ровесниками на дойч.Биолога Светлану Кондратьеву из школы №27 Балашихи волнует влияние энергетических напитков на живой организм. Запретное – значит притягательное. В том, насколько энергетики опасны, ее ученики убедились наглядно. В рамках проектной деятельности они провели эксперимент. Выращивали семена фасоли в трех лотках. Первый поливали дистиллированной водой, второй – той, что отстоялась. Энергетиками решили подкормить ростки с третьей рассадой. Растения погибли мгновенно. Ребята поняли: чем вестись на рекламу, лучше проверять утверждения опытным путем, надежней будет. Так они и настоящими учеными себя чувствуют, и в состоянии близких предупредить об опасности. Кондратьева к своему представлению опыта эпиграфом взяла слова Льва Толстого: «Дело преподавания есть искусство, поэтому оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны». Таково и ее кредо.Безопасностью еды обеспокоен и директор Губернского профессионального колледжа Александр Лысиков. Все продукты, получаемые образовательным учреждением, проходят тщательную проверку на наличие в них пестицидов, и если появляется хоть какое-то сомнение в их качестве, то из них не готовят, отправляя в утиль. Здесь кропотливо составляют меню блюд каждый день, для того чтобы питание студентов было сбалансированным. На знаменитом шведском столе колледжа всегда есть овощи и мясо, суп и гарнир. Готовят вкусно, но, несмотря на то что количество подходов неограниченно, фигур ни студенток, ни преподавательниц это не испортило. Все в норме! Да и активная жизнь, которая кипит в колледже, не позволяет распускаться. Именно в его творческих студиях занимаются те юные звездочки, которые украшают каждый концерт в области. Участникам конкурса удалось и отведать студенческой еды, и окунуться в уют этого любовно созданного дома для взращивания талантов, и увидеть, на что способны его воспитанники.Уроки невозможны без перерывов на обед и перемен. В один из дней жюри удалось вырваться на экскурсию по Серпухову. Официальной датой, от которой отсчитывается возраст города, считается 1339 год. По духовной грамоте третий сын Ивана Калиты Андрей унаследовал часть земель Московского княжества, в том числе Серпухов. С 1370-х здесь активно строят. На Красной (Соборной) горе возводят деревянный кремль, устанавливаются льготы для привлечения торговцев и ремесленников. На левом берегу Нары к югу от Красной горы рождается монастырь, названный Высоцким. Заложение и освящение монастыря проводил Сергий Радонежский.Серпуховский историко-художественный музей признан одним из лучших региональных музеев в России и славится великолепной коллекцией станковой живописи русских и западноевропейских мастеров, работ известных скульпторов, а также произведений прикладного искусства. В основе собрания музея – коллекция работ итальянских, французских, фламандских и нидерландских мастеров, а также русских портретистов XVII-XVIII веков фабрикантши и купчихи 1-й гильдии Анны Васильевны Мараевой. Музей создан в 1920 году в результате национализации ее имущества. В советское время коллекция была дополнена предметами искусства, изъятыми из усадеб Серпуховского уезда, а также экспонатами Первого пролетарского музея. В ее состав вошли памятники искусства из особняков и поместий графов Орловых-Давыдовых, Соллогубов, князя Вяземского.Губернский профессиональный колледж, принимающий конкурс вот уже второй год подряд, и сам уникальное заведение. Уникален и его директор, который знает по именам не только всех своих студентов, но и воспитанников других входящих в структуру колледжа образовательных учреждений. Лысиков находит таланты, потому что умеет слушать и слышит, что дети хотят на самом деле. И не боится их поддерживать и воплощать безумные идеи, когда видит: в них что-то есть!Умение слушать – великий талант. Музыкант из 2-й школы Озерского района Сергей Сумаков напутствовал серпуховских пятиклашек: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно». Он пришел к ним со сказочным Римским-Корсаковым, но никак не успевал мыслью за темпом их переменчивого интереса, и даже Синдбад-мореход, о похождениях которого рассказывала на уроке великая музыка, не спас учителя от того, что дети на его уроке зазевали. Порой декларации так далеки от реальности. Предлагая грезить наяву, отдавшись образам прекрасной гармонии, учителю следует быть готовым вести детей через этот сладкий мир. Слушать музыку вместе еще как-то получилось, а услышать друг друга на этом уроке, увы, не удалось.А вот физкультурник Вороновской школы Подольского района Антон Зуев, он тоже стал одним из двенадцати финалистов, напротив, был столь стремителен, что на сей раз не успевали дети. Он учил их данс-хаосу и игре, заставлял работать и объяснял, какие мышцы развивает то или иное движение. Урок, который должен быть посвящен прыжкам, превратился в фееричное шоу, на которое собрались посмотреть, пожалуй, все конкурсанты. Еще бы, умение так танцевать предполагает полное растворение в нескончаемой энергетике, а легкий привкус экзотического стиля afro (афроамериканский стиль) с его умопомрачительными шейками позволяет по-новому ощутить тело и открыть новые грани самовыражения. Обучение танцам вообще способствует развитию хорошей физической формы, координации движения, чувства ритма. И конечно же, дарит хорошее настроение и море положительных эмоций.Но в спортзале губернского колледжа проходили не только уроки физкультуры. Учитель начальных классов Елена Абрамкина из Оболенской школы Серпуховского района учила первоклашек считать при помощи мяча. Динамичный урок позволил малышам и порядок цифр понять, и не заскучать.Информатик Наталья Волгина из школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов Ступинского района свой урок вела традиционно, в кабинете. Она пыталась создать представление о системе: «Все сложное состоит из простого, но в жизни ничего простого нет». Раздала определения, собрала группы, внутри которых шла работа над поиском ответов по теме. Коллективное обсуждение, попытка докопаться до сути самостоятельно заставляли думать. Педагог не скупилась на подсказки, но они служили скорее ориентиром в поиске. Постепенно представление о том, что такое системный анализ, на уроке вырисовалось. Но осталось домашнее задание: «Попробуйте повторить подвиг Аристотеля, систематизировав перечисленные факты и определив основание систематизации: «жи»-«ши» – пиши с буквой «и»; Амазонка – это река; тела тяжелее воды тонут; прилагательное выражает свойство; Бермудские острова омываются Атлантическим океаном; разноименные полюса магнита притягиваются, а одноименные – отталкиваются». Да, если математика – царица всех наук, информатика – хозяйка закономерностей. Волгина вошла в число финалистов.Так же как и учитель мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии имени Иосифа Ольбинского Александр Демахин. Его урок «Новации в архитектуре России начала XVIII века» потряс и десятиклассников, и коллег. Глубина, эрудиция, философский подход. Неожиданные аналогии и исторические ссылки. И вдруг оказалось, что зодчество – это не только застывшая музыка, это окаменевший свидетель географических открытий, достижений науки, изменений в мировоззрениях. Язык градостроителей красноречивее пера бытописателей, слово тех помнится дни или годы, постройки же вещают веками. Петровское барокко – время порядка, сменившего хаос, время европеизации, время, когда задача воспитания нового человека осознается как главная задача эпохи. «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид… Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия, да умирится же с тобой и побежденная стихия». И вдруг признаки петровского барокко проглядывают в современных постройках, и в умах возникает смутная связь… Может, архитектура – это не просто вид искусства, а символ отношений? На Демахина, раз его услышав, хочется ходить как на модный спектакль. Счастливое образование Подмосковья: здесь есть такие учителя!Серпухов
Комментарии