search
main
0

Рассказано Смертью. Современному кино все труднее убедительно говорить о войне

Как у любого ребенка, выросшего в СССР, к фильмам о Великой Отечественной войне у меня особое отношение. Они были больше, чем кино, – художественными свидетельствами того, что нельзя забывать. И они навсегда залегли в подкорку. После них снились сны, что тебя, лично тебя, убивают немцы… Но время идет, и неизбежно меняется отношение к войне – оно уже не такое острое. Одно дело – когда о войне ты помнишь сам, другое – когда тебе о ней рассказывает дед, третье – когда остаются только письма и фотографии. И это касается не только россиян и отечественного кинематографа как отражения нашего сознания. Так как видит и переосмысливает Вторую мировую войну отечественное и зарубежное кино последних лет?

Вспомним наиболее яркие художественные фильмы последних двух-трех лет. Из российских лент это, несомненно, «В тумане» Сергея Лозницы («УГ» писала о ней), «4 дня в мае» Ахима фон Борисса, «Белый тигр» Карена Шахназарова, «Сталинград» Федора Бондарчука.«Белый тигр» и «Сталинград» в этом ряду, конечно, тяжеловесы. Они постарались поразить зрителями масштабом и спецэффектами (уже по по трейлерам запомнились атака людей-факелов и горящие танки) – это наш, так сказать, ответ Голливуду. Оба были достаточно успешны в прокате, особенно «Сталинград», собравший в России, если верить интернет-данным, более 6 миллионов зрителей и около 52 миллионов долларов. Но что стоит за этим внешним признанием? Остается ли после просмотра живое чувство сопричастности к рассказанным историям?Как ни жаль разочаровывать поклонников Шахназарова, история о противостоянии мистически неуязвимого фашистского танка, прозванного «белый тигр», и мистически же живучего советского танкиста Ивана Найденова, получилась не слишком убедительной. Да, на войне есть место чудесам, и там нет атеистов, и все же заставить зрителя поверить в то, что «белый тигр» – это некое воплощение немецкого духа, а советскому танкисту помогает танкистский бог в золотистой «тэ-тридцатьчетверке», не удалось даже таким асам, как Шахназаров и его постоянный сценарист Александр Бородянский (впрочем, идея и сюжет принадлежат не ему, а Илье Бояшову, по чьей повести «Танкист» и снят фильм).«Сталинград» Федора Бондарчука говорит языком, гораздо более близким современным молодым людям. И выигрывает именно тем, что ставили ему в вину, – любовными историями в разгар адской бойни: гораздо понятнее, когда защищаешь слабую девушку, а не абстрактную Родину. Это главная интрига картины, держащая внимание зрителей: чем закончится невозможное чувство немецкого капитана Кана (лучшая актерская работа в ленте у исполнителя этой роли Томаса Кретчмана) к русской красавице Маше, кого выберет в возлюбленные единственная выжившая в доме, который заняли в осажденном Сталинграде наши бойцы, девушка Катя? Это и рождает эмоции. В конце я чуть было не заплакала. Чуть, потому что как заплакать, когда тебе закадровым, подчеркнуто отстраненным, как на автоответчике, голосом Бондарчука все про чувства и этих людей объяснили? И этот отчет все портит…Куда больше недосказанности в фильме 2011 года «4 дня в мае». Картина во многих отношениях интересная: в основе сюжета невероятная история о том, как в конце войны фашистские солдаты объединились с «хорошими русскими», чтобы спасти немецких детей от «плохих русских», режиссер – немец Ахим фон Боррис, снята лента в копродукции России, Украины и Германии. Ленту с таким сюжетом априори практически запретили в России (НТВ снял с телепоказа якобы из-за возмущения ветеранов). Эти настроения были подогреты утверждениями автора истории Дмитрия Фоста, что она подлинная. Ну, пусть эти события и не происходили в реальности, но ведь могли произойти.О неприглядных моментах войны – изнасилованиях немок – в картине рассказывается без смакования, и «хорошие русские» во главе с героем Алексея Гуськова капитаном Горынычем оказываются настоящими героями: защищают ценой своих жизней немецких сирот, чей приют штурмуют охмелевшие от победы и водки, не разобравшиеся в ситуации свои (а что, подобные ошибки на войне невозможны?). При этом Горыныч и его подчиненные далеко не святые. Образ советского капитана получился живым и сложным, к нему испытываешь палитру чувств – от неприязни до сочувствия.Смущаться, на мой взгляд, стоит не развитием событий, а моральной расстановкой сил в картине. Уж слишком неравноценно изображены противники: если русские делятся на условно хороших и условно плохих, то немцы изображены исключительно как жертвы. Ну ладно, дети! Но фашисты в картине – не только не озверевшие сволочи, а прямо-таки рыцари чести. Постарайся авторы избежать этого крена, и получилась бы сильная нетривиальная драма о войне и моральном выборе…У «импортных» лент на военную тему тоже есть перекосы – в свою пользу. Так, главные герои американского фильма 2013 года «Охотники за сокровищами» Джорджа Клуни, российская премьера коего состоялась в феврале этого года, естественно, посланники дяди Сэма, особый отряд искусствоведов, которые ищут похищенные нацистами картины и скульптуры. Ну в самом деле, кому еще спасать величайшие культурные ценности Европы, как не американцам? Клуни, конечно, «принял» в ряды охотников за сокровищами одного француза и одного британца (и их же на войне «убил»), но желаемого баланса не достиг и только всех разобидел. Потому что в основе фильма – реальная история, описанная в одноименной книге Роберта М. Эдсела и Брета Уиттера. В конце войны союзники и вправду создали спецгруппу с подобной миссией, и англичан в ней было ровно половину, а еще существовал итальянский отряд хранителей. Но никто в мире не умеет снимать столь убедительный и зрелищный агитпроп, как американцы.Что обидно, русские в фильме – внушающие угрозу типы из «трофейных» бригад, которые норовят вывести все произведения искусства в СССР. Они дышат в спину честным и бескорыстным янки, которые ловко вывозят у них из-под носа десятки ящиков с бессмертными полотнами и статуями, чтобы возвратить их европейским музеям и коллекционерам. Здорово было бы снять в ответ кино о предотвращении советскими войсками взрыва знаменитой королевской резиденции Сан-Суси или о мирном взятии неприступного замка Кенигштайн в Саксонской Швейцарии, в который фашисты свезли огромное количество награбленных драгоценностей и произведений искусства. В обоих случаях спасли шедевры рисковавшие жизнью советские офицеры, выступившие парламентерами. Какой сюжет и герои! Но ведь убедительно скорее всего не получится. А жаль!Самой достойной картиной о войне прошлого года мне показалась немецко-американская «Воровка книг» Брайана Персивала. В наш прокат она вышла в январе 2014 года. Хорошо все – задумка (историю жизни девочки, чье детство пришлось на войну, рассказывает Смерть – и здесь этот мистический персонаж абсолютно оправдан), великолепный закадровый текст, умная режиссура, проникновенная игра актеров. Героя Джеффри Раша – простодушного и мудрого жителя Мюнхена, чья «душа легче души ребенка», невозможно не полюбить, особенно на контрасте с его женой, «вечно облеченной в грозовое облако», в исполнении Эмили Уотсон. А главная героиня – чудесная Софи Нелисс – девочка с огромными блестящими глазами, непостижимую тайну которых так хочется разгадать? Авторы ответственно подошли к столь деликатному материалу – показать жизнь обычных немецких обывателей, втянутых в события Второй мировой. Конечно, среди них полно тех, кто, как говорил Гитлер в фильме Шахназарова, мечтает разобраться с евреями и «угрюмой страной на Востоке». Надо видеть, с каким воодушевлением толпа поет в фильме «Германия – превыше всех в мире» и сжигает книги.Но девятилетней Лизель повезло: она попала в приемную семью (ее мать бежала с ней от голода из некой «коммунистической» страны) к исключительно порядочным людям. Отец даже прячет еврейского юношу, который открывает Лизель глаза на жизнь и литературу. Соседи, хоть и не помогают евреям, но очевидно, что только из страха перед всесильными нацистами. Они не монстры, а просто люди, со всеми их слабостями и достоинствами, которые хотят жить. И перед смертью они так же равны, как и все остальные. Смерть забирает во время налета союзников всех, попутно освобождая от подлости некоторые сердца. Остается одна Лизель. У нее особая миссия: ей нужно запечатлеть в словах души людей и предметов, явления всего сущего мира…Так что замечательное кино о войне появляется и сейчас. А «Воровку книг» я искренне советую посмотреть с детьми, чтобы они знали: даже на войне есть место доброте и свету.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте