search
main
0

Расширить и углубить Анализ итогов и синтез предложений

На II Всероссийском совещании были обсуждены результаты и подведены итоги эксперимента по введению единого государственного экзамена.

Под строжайшим контролем
– Мы поддерживаем единый государственный экзамен и расширяем его, – сказала заместитель министра народного образования Республики Башкортостан Наталья Голышева. – Если в 2001 году у нас сдавали 40 тысяч выпускников только математику, то в этом году – еще 30 тысяч сдавали ЕГЭ по выбору. Остановимся на проблемах. Как показала практика, одним из сложных вопросов является организация работы предметной экспертной комиссии (ПЭК) по проверке заданий типа С. В прошлом году, начиная подготовку к экзамену, мы рассматривали две схемы работы ПЭК. Первая – единая комиссия, работающая в региональном центре обработки информации (РЦОИ). Вторая – комиссия, состоящая из нескольких отделений. На наш взгляд, оптимальным является первый вариант, но объективные трудности нашей территории не позволили его реализовать. И тогда мы на первом этапе пошли по другому пути. Было создано 14 территориальных отделений комиссии в соответствии с количеством пунктов первичной обработки информации.
Работа ПЭК проходила под строжайшим контролем членов государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), общественности и представителей центра тестирования. У нас изменилась схема обработки бланков. Пункты первичной информации обрабатывали регистрационные бланки, бланки С и протоколы. Кроме этого, они проводили администрирование экспертов. Региональный центр обрабатывал все бланки типа А и В и более 12 тысяч бланков С.
На наш взгляд, эта схема себя оправдала. Об этом свидетельствуют результаты. Разгрузка РЦОИ позволила выдержать сроки обработки.
Башкирские председатели отделений при ПЭК пришли к выводу, что комиссия работает продуктивно тогда, когда проверяет не более 3-4 тысяч работ.
Какие меры необходимо принять для усиления объективности проверки работ по второй схеме? Во-первых, мы предполагаем увеличить в комиссии количество преподавателей вузов. Во-вторых, строго соблюсти перекрестный принцип проверки работ, что очень важно. В-третьих, необходимо уменьшить количество ПЭК до 9-10.

Оренбургские гроссмейстеры
Представители областной экзаменационной комиссии, которая на 80% была укомплектована работниками вузов, отметили, что экзамен прошел организованно.
Результаты не стали неожиданностью. В целом, кроме физики, средний балл по области несколько выше среднероссийского показателя. Это объясняется наличием опыта оренбургских школьников – централизованное тестирование в регионе проводится с 1995 года.
По результатам ЕГЭ хорошо выглядят сельские школьники. Пусть им и не удалось войти в число гроссмейстеров, набравших от 91 до 100 баллов по математике и физике, зато они преуспели в русском языке, а по биологии сельчане просто блеснули. Отрадно, что пять выпускников Оренбуржья набрали по 100 баллов: три человека по русскому языку и два – по математике.
В этом году в Оренбургской области планируют расширить перечень предметов по ЕГЭ и сделать эту форму обязательной для выпускников, претендующих на медаль.
Представители Оренбуржья выступили с предложениями по усовершенствованию процедуры проведения ЕГЭ на федеральном уровне. Самым главным звеном экзамена оказалась часть С. Ее содержание тоже необходимо обрабатывать через компьютер, чтобы максимально вывести из проверки субъективный человеческий фактор. Можно использовать и вариант перекрестной проверки, когда письменные работы в одном регионе будут сканированы, зашифрованы и отправлены в другой регион. Министерству образования необходимо четко определить, один ли центр в регионе занимается проверкой части С или их будет несколько.
Проведение второго этапа ЕГЭ нецелесообразно. Это стоит больших человеческих ресурсов и материальных затрат. Можно ограничиться первым этапом, а выпускникам прошлых лет и другим абитуриентам создать особые условия для участия в ЕГЭ.
Было внесено предложение о проведении в регионах обязательного экзамена не по математике, а по русскому языку, как государственному языку России.
Еще одна немаловажная проблема – качество контрольно-измерительных материалов (КИМ). К сожалению, темы КИМов чаще всего строятся на основе умозрительных стандартов. В материалы 2003 года следует вводить вопросы, связанные с выявлением умения школьников экспериментировать. Например, выполнения практических лабораторных работ, входящих в обязательный минимум содержания образования и учитывающих специфику национального регионального компонента. Необходимо вводить в состав федеральных комиссий по разработке КИМов опытных учителей из провинции.

Будущее – за стобалльной системой оценки
– Технология ЕГЭ показала, что идеология, при которой городскую школу ставили выше сельской, потерпела крах, – отметил начальник Управления образования Новгородской области Владимир Аверкин. – Все оказалось по-другому. Некоторые сельские школы доказали, что они выше городских. Разве это не ответ на вопросы последнего десятилетия: что делать с сельской школой? Следующий момент. Раньше мы жили по принципу – чем больше выпускников, окончивших школу на “хорошо” и “отлично”, тем лучше. ЕГЭ позволил сделать вывод, что не надо гнаться за количеством, а надо менять методику преподавания.
Одна половина выпускников по математике получила четверки и пятерки, а другая – двойки и тройки. Это о чем говорит? Надо менять содержание образования. Может быть, некоторые темы надо перенести из 8-го класса в 9-й, а из 9-го – в 10-й. И мы придем без политической дискуссии к 12-летнему обучению. Потому что школьники подскажут, что нужно делать, чтобы помочь им в усвоении материала.
Обработку результатов ЕГЭ, по мнению начальника Управления образования Новгородской области, надо передать регионам, а не ждать, пока экзаменационные работы проверят в Москве.
– Мы себя чувствовали неловко перед родителями, когда на второй день после экзамена не могли сообщить результат, – сказал Владимир Аверкин.
В заключение он высказал предложение о замене пятибалльной системы оценок на стобалльную. Это будет понятнее и удобнее и повысит объективность оценки качества знаний выпускников.

Михаил БОНДАРЕВ

Статфакт

В 2002 году ЕГЭ сдавали около 300 тысяч выпускников из 16 регионов России. Впервые в эксперименте участвовали средние специальные учебные заведения.
По результатам ЕГЭ более 30% выпускников школ поступили в 176 российских вузов, в том числе 16 московских и три петербургских.
В следующем году эксперимент по ЕГЭ уже охватит около 50 регионов. Кроме того, по решению Министерства здравоохранения РФ в эксперимент вступят медицинские вузы.
По словам министра образования Владимира Филиппова, в 2003 году более 50% 11-классников Российской Федерации будут сдавать единый государственный экзамен.

Итоги зачисления в вузы области выглядят следующим образом.
Городских школьников зачислено 56%, сельских – 44%. Причем в аграрном и педагогическом университетах преобладают ребята из села.
15 человек из 40, поступающих по итогам ЕГЭ, стали студентами Высшей школы экономики.

От редакции

Сколько людей, столько и мнений. Но из этих мнений складывается одно, единое, способное иметь решающее значение для дальнейшей судьбы ЕГЭ. И если у вас есть что сказать и чем поделиться относительно данного новшества, мы с радостью рассмотрим все ваши замечания и предложения. Мы же, педагоги, поэтому должны помнить: “Рефлексия – великая сила!”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте