Недавно состоялась презентация – открытие Европейского года гражданственности через образование, объявленного Советом Европы. Нельзя сказать, что она происходила достаточно торжественно. Торжествовать, очевидно, рано. Это только начало большого и очень непростого для нашей страны пути, потому что несмотря на некоторые очевидные достижения в гражданском образовании общее гражданское самосознание остается пока низким. На этом совещании присутствовали два депутата Государственной Думы, и это свидетельствует о таком положительном явлении, что одна из ветвей власти проявляет заинтересованность в том, чтобы в России развивалась демократия, чтобы гражданское образование становилось более полноценным и охватывало все население. Собравшимися было высказано большое сожаление по поводу того, что Правительство Российской Федерации по-прежнему не прониклось сознанием, что воспитание граждан, способных жить в новых условиях, должно стать его важнейшей заботой.
Открывая совещание, депутат Госдумы Анатолий Ермолин, чтобы заострить разговор, задал несколько провоцирующих вопросов: Зачем нам нужна демократическая гражданственность? Почему нам трудно расшевелить российскую власть? Есть ли разница между патриотическим и гражданским воспитанием? Добавив, что на патриотическое воспитание выделены миллионы рублей, а на гражданское – ничего.
Заведующий кафедрой психологии личности факультета МГУ Александр Асмолов начал свое выступление тоже с вопроса: Почему мы уже много лет мечтаем о гражданственности, демократии, о либерализме и все наши попытки разбиваются о те стереотипы, которые в нас продолжают оставаться? Многие наши попытки по продвижению гражданского общества остаются тщетными. Оно рождается в муках. Нужна серьезная программа, которая опиралась бы на образование, но не сводилась бы только к нему. И прежде всего необходимо преодолеть стереотипы, свойственные тоталитарному мышлению. Однако тоталитарная культура не всегда проявляется явно. Она может рядиться в одежды гражданственности. Она принимает разные формы, и нам не всегда понятно, где имитация. Тоталитарная культура всегда предполагает образ врага. Гражданское общество, по мнению Александра Григорьевича, это общество, представляющее уникальный симбиоз разных форм. Между их представителями должно быть нормальное общение.
Гражданское общество призвано решать проблемы меньшинства, индивидуума. Если мы говорим глас народа – глас божий, мы тем самым отказываемся от проблем меньшинства. Необходимо научиться думать и защищать интересы малых групп, отдельного человека. И здесь опора должна быть на образование. Но это один из путей. Другой – средства массовой информации. СМИ творят миры, создают разные миры, формируют сознание масс.
Третий путь – создание культурных систем в России. Есть культура полезности и культура достоинства. Первая относится к тоталитарному мышлению. Нам нужна культура достоинства.
Директор Российского центра гражданского образования Татьяна Болотина сделала краткий обзор истории возникновения и развития гражданского образования в стране. Она назвала авторов первых учебников – Соколова, Прутченкова, Никитина, отметила вклад общественных организаций – Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Красноярского общества «Знание», средств массовой информации и прежде всего «Учительской газеты» и ее приложения «Граждановедение», помощь со стороны Совета Европы. Остановилась на наиболее важных проектах, возникших в последние годы: проекте «Гражданин», который вырос во Всероссийскую акцию «Я – гражданин России», а также такие широко известные программы, как «Новая цивилизация», «Мой выбор». Созданы стандарты по обществознанию, куда вошли темы гражданского образования. В ряде регионов открыты центры гражданского образования. При Государственной Думе создан совет по гражданскому образованию и обучению в области прав человека.
Депутат Госдумы Олег Смолин говорил о том, что демократии нас никто не научит, кроме нас самих, так же как и строительство гражданского общества зависит только от нас самих.
Заместитель директора Калужского института повышения квалификации кадров педагогических работников Петр Симоненко подчеркнул, что воспитание гражданственности должно быть основано на демократических ценностях.
Директор школы самоопределения Александр Тубельский заметил, что уроки граждановедения, права могут даже навредить, если дети, учась в школе, не получат опыта гражданского действия, гражданского участия в реальных делах, то же самое можно сказать и об учителях, которые тоже никогда не жили при демократии. В школах нужно создавать условия для этого опыта. Трудно наладить демократические отношения при авторитарном директоре.
Автор самых первых учебников по граждановедению, которого недаром называют отцом, родоначальником этого предмета, – Яков Соколов – рассказал о том, как тогда, в начале 90-х годов, задумывался курс «Граждановедение», какие проблемы легли в его основу, а также о том, что власти и тогда, и после не поддержали педагогов, ученых, общественность в горячем стремлении воспитывать граждан новой России.
В заключение и организаторы презентации, и часть выступавших выразили надежду, что национальный план действия по осуществлению Европейского года гражданственности через образование в Российской Федерации на 2005-2006 годы, обсуждаемый еще в феврале, будет выполнен.
Комментарии