Ежегодно в педагогические вузы страны поступают сотни тысяч абитуриентов. Но, увы, из тех, кто дошел до победной черты, количество желающих пойти в школу катастрофически низко. Можно утешить себя тем, что многие все равно пойдут работать по специальности, даже не имея на это желания, но вряд ли нормальных людей этот факт действительно успокоит. Что толку радоваться, если молодой человек вынужден стать педагогом? И не абсурд ли это с точки зрения самой педагогики?
В старые добрые времена, когда всем было хорошо, а государство прекрасно знало, что для этого делать, существовала система распределения. Идеализм, присущий всей системе в целом, проявлялся здесь в классическом виде: каждый выпускник обязан был пойти работать туда, куда его направит заботливая рука специальной комиссии. И не дай Бог ослушаться! Потому что если вы попытаетесь устроиться еще куда-нибудь, работодатель, узнав в вас человека, увильнувшего от распределения, подумает страшное: на вас нельзя положиться в трудную минуту. И в разведку с вами никто не пойдет. А случись, взбредет вам в голову вернуться в школу, вряд ли хоть один уважающий себя директор возьмет такого ренегата.
Сейчас большинство педвузов развивается экстенсивно. Логика проста: если из 10 студентов до школы доходит лишь 2, значит, нужно набрать 100, чтобы на выходе получилось 20. А чтобы как-то подсластить эту горькую пилюлю, можно с гордостью рассказывать о количестве выпускников, ежегодно получающих дипломы, говорить всем, сколько прекрасных актеров, бизнесменов, политиков, писателей и просто хороших родителей имеют педагогическое образование, верить, что на самом деле все они – своего рода “педагоги запаса”, способные в трудную для страны минуту восполнить брешь в рядах учителей.
Но все эти слова и мысли довольно далеки от школьной реальности. Потому что спросите любого директора и он скажет, что вопрос “как привлечь молодых учителей в школу?” не становится ничуть острее от того, насколько процентов повысилось количество студентов педвузов за последние годы. И приходится делать все возможное, иногда идти на прямой обман, обещая златые горы, молочные реки и кисельные берега своим коллегам-выпускникам, чтобы хоть как-то залатать бреши в штатном расписании. Ведь чем может привлечь школа молодых специалистов? Зарплатой? Жилплощадью? Карьерой? Возможно. Вот только от самих директоров это зависит в наименьшей степени.
Остается только мечтать о том, как было бы хорошо, если б вновь ввели принудительное распределение. И ужесточили наказание за уклонение от него.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии