search
main
0

Расправив крылья

Воспитать счастливого человека может только счастливый учитель

Расскажи – и я забуду.
Покажи – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская мудрость

 

Парикмахер видит продукт своего труда уже через несколько минут, врач – через несколько дней. Пройдут годы, прежде чем учитель увидит результат своего труда. И если он допустил ошибку, она может стать непоправимой.

 

Насколько учитель должен быть грамотен, компетентен, чтобы помочь ребенку адаптироваться в постоянно меняющемся мире, научить его мыслить, самостоятельно добывать знания, постигать тайны природы и жизни, заботиться о своем здоровье?

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающие набор ценностных нормативных характеристик человека, требуемых обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.

Портрет выпускника основной школы: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной языки, свой народ, его культуру и духовные традиции, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять свои знания на практике, социально активный, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для устойчивого развития общества и природы.

Важными профессиональными качествами современного учителя являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда.

Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Современному учителю необходимо обладать многими качествами. Он должен хорошо знать свой предмет, владеть педагогическими технологиями, обладать педагогической эрудицией, иметь склонность к научно-исследовательской работе, уметь систематизировать информацию, осмысливать ее, отбирать из многообразия информации самое ценное для его работы. Еще ему необходимо уметь нести ответственность за себя и других, быть общительным и доброжелательным. Учитель должен быть интересен для своих учеников. Чувство юмора, информированность в различных областях (спорте, искусстве, кино, политике) помогут ему в этом. Личный пример педагога – лучший пример для его учеников.

Учитель нового поколения – тот, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением, учит учиться, помогает человеку стать человеком. Любовь – лучший помощник педагога в общении с детьми. Педагогический такт, тепло способны творить чудеса. Учитель всегда должен помнить о том, что школьник еще ребенок, что у него хрупкая психика. Нужно постараться создать для него в школе, в классе комфортную психологическую обстановку, по возможности чаще ободрять и хвалить его, в случае агрессивного поведения, непослушания постараться понять причину такого поведения, которая чаще всего кроется в семейных взаимоотношениях или во взаимоотношениях со сверстниками. Хороший учитель обладает уверенностью в том, что человек всегда может стать лучше.

Что касается меня, я считаю, что обязательное для учителя качество – гуманизм, то есть отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Душевная чуткость – своеобразный барометр, позволяющий учителю чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Современный мир меняется очень быстро, и педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям. В этот стремительный век нам надо стараться не отставать от времени и потребностей детей, быть находчивыми оптимистами с лукавым взглядом и богатой фантазией. Научиться, наконец, быть сценаристом и режиссером своей жизни, научиться общаться с яркими творческими людьми (пусть они и младше нас), научиться у них внутреннему ощущению свободы. И в один прекрасный день мы обнаружим, что мы уже не случайные пассажиры, каким-то образом вскочившие на подножку уходящего поезда, нет, мы машинисты. У нас форменная фуражка и взгляд, устремленный в будущее. И, наш паровоз, вперед лети!

Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным. Справедливым, но строгим, не позволять лени завладеть душами детей.

На сайте психолога, менеджера системы образования Г.М.Пономаревой «Педагогика. Психология. Менеджмент» я прочла следующее высказывание: «Воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный». Только современный учитель способен выполнить главную цель обучения – научить ребенка учиться, при этом видя в нем личность!

Людмила ТАРАСОВА, учитель английского языка школы №2109

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте