В последнее время в системе образования достаточно актуальной становится такая проблема, как эмоциональное выгорание. Педагог-психолог учреждения может помочь и коллективу, и родителям справиться с этим непростым состоянием.
Что такое эмоциональное выгорание у педагога? Это механизм психологической защиты от интенсивных и продолжительных стрессов, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями (с детьми, родителями, коллегами, администрацией).
В современной жизни стресс для педагога скорее норма, чем исключение. Он переживает по поводу введения новой системы оплаты труда и тревожится по поводу собственных перспектив, освоения нового стиля преподавания в условиях ФГОС, требующего активизации всех ресурсов. А еще есть непростые дети, требовательные родители и непростые чувства педагогов в связи с этим. Однако в одних и тех же стрессовых условиях одни учителя конструктивно справляются со стрессами в силу своих личностных особенностей и жизненного опыта, а другие не справляются, в результате у них накапливается опыт неудач совладания со стрессовыми ситуациями, что и приводит к психологической защите – эмоциональному выгоранию.
Педагог или представитель администрации может заметить у себя развитие трех главных признаков выгорания.
Эмоциональное истощение – основная составляющая выгорания. У педагога снижается эмоциональный тонус, утрачивается интерес к окружающему, к работе, появляется равнодушие или эмоциональное перенасыщение, иногда агрессия или апатия, депрессия.
Деперсонализация – обесценивание межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других людей. Педагогу становится трудно сопереживать, радоваться успехам других, проявлять отзывчивость, соучастие, принимать помощь и оказывать ее. Детей, родителей, а подчас и коллег он начинает воспринимать не как субъектов взаимодействия, а как объекты воздействия.
Редукция личных достижений – педагог начинает преуменьшать значимость результатов собственного труда, не верит в свои силы, не замечает успехов. Сами же действия на работе становятся более упрощенными, схематичными, лишенными творческой инициативы. Педагог может ждать конца рабочего дня или недели, стремиться побыстрее выйти из стен учреждения.
Психологи выделяют четыре симптома, или критерия, эмоционального выгорания.
Симптом эмоционального дефицита. К педагогу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может учить и воспитывать детей, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. В поведении выгорающего коллеги могут проявиться резкость, грубость, раздражительность, обидчивость.
Симптом эмоциональной отстраненности. Педагог почти полностью исключает эмоции из сферы преподавания. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом выгорания.
Симптом личностной отстраненности или деперсонализации. Педагог полностью или частично теряет интерес к человеку – субъекту профессионального действия. Детей, коллег он начинает воспринимать как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Такой педагог может считать личность ребенка неинтересной, работа перестает доставлять ему удовольствие, воспринимается как не представляющая социальной ценности.
Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений. Порой даже мысль об интенсивном общении с учениками может вызывать у педагога плохое настроение, негативные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики (болезней) свидетельствует о том, что эмоциональная защита -выгорание – самостоятельно уже не справляется с нагрузками и человеку нужна помощь психолога.
Как определить, что педагог подвержен риску выгорания?
Такой педагог на личностном уровне может переживать несправедливость, одиночество и нехватку общения, социальную и материальную незащищенность, в конфликтных ситуациях может быть агрессивен либо избегать их разрешения, может стремиться к власти, к достижению цели любыми средствами, испытывать нереалистичные ожидания от своей работы, склонен к трудоголизму, чрезмерно эмоционален.
Условия труда также определяют риск выгорания педагога. Этот риск повышается, если среди условий труда присутствуют такие факторы, как постоянное сравнение педагога с другими, оценивание или обесценивание, завышенные требования, высокая ответственность, несправедливость, конфликтные или холодные, бесчувственные взаимоотношения с коллегами и детьми, дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной поддержки, перегрузки, «спутанный» функционал, большой объем бумажной рутины, трудные ученики…
Выгорание в учреждении растет как снежный ком – могут выгорать целые семьи или коллективы. Поэтому психологическое здоровье коллектива – важный фактор, препятствующий выгоранию. Дело в том, что выгоревший коллега начинает существенно менее эмоционально вовлекаться в общение, в работу, не поддерживает коллег, сам не просит помощи, часто находится в агрессивном или подавленном состоянии. Поскольку выгоревший человек почти не привносит позитивные эмоции в атмосферу коллектива, то его коллеги сами начинают испытывать нехватку ресурсов, искать их в других сферах или у других людей, сами становятся подвержены риску выгорания.
Таким образом, есть факторы, приводящие к выгоранию педагога, как внутренние, личностные, так и внешние, связанные с образовательным учреждением и системой организации труда. Директор школы может очень многое сделать для нивелирования факторов выгорания сотрудников, но и сами сотрудники должны работать над своим внутренним миром. Психологические тренинги с педагогами, индивидуальное консультирование, информирование о синдроме выгорания на педагогических советах, раздаточные антистрессовые материалы, информация на школьном сайте могут значительно снизить риск выгорания коллектива в целом.
В целом эмоциональное выгорание возникает в том случае, когда наблюдается нарушение баланса: педагог вкладывает больше ресурсов (сил, времени, эмоций) в свою профессиональную деятельность, чем получает (материального вознаграждения, признания, уважения, любви).
Эмоциональное выгорание развивается, когда в жизни человека существует и наращивается дисбаланс между идеалами и возможностями, затраченными усилиями и успехами (благодарностью), затраченными и полученными ресурсами, положительным и отрицательным опытом и обратной связью.
Формы дисбаланса различаются, и в высказываниях человека могут быть отражены так:
«Я отдаю детям гораздо больше (времени, сил, эмоций…), чем получаю (благодарности, результатов, любви, денег…)» – это пример дисбаланса между затраченными усилиями и полученными ресурсами.
«Я хочу заниматься на своей работе творчеством, одаренными детьми, новыми проектами, а надо сидеть на совещаниях, оформлять документацию, работать с отстающими» – тут нарушен баланс между личностно-профес-сиональными потребностями человека («хочу») и обязанностями («надо»).
«Мне так много приходится работать, что на отдых совсем не остается времени» – здесь нарушен баланс между потребностью в отдыхе и потребностью в продуктивной, рабочей активности.
«Во время рабочего дня я постоянно на людях – мечтаю побыть в одиночестве и тишине, но на это нет времени» – в этом случае нарушен баланс между потребностью в общении и потребностью в уединении.
Родительское выгорание – новая область исследования – возникает при выполнении ежедневных обязанностей по заботе о детях, их воспитании и развитии. Социальная роль родителя практически такая же стрессовая, как и роль педагога. Она предполагает, с одной стороны, непрерывное воспитание, обучение и развитие детей, с другой стороны, большую степень юридической и психологической ответственности, с третьей стороны, включает в себя множество рутинных действий (готовка, уборка, проверка уроков). Кроме того, в современном обществе труд родителей, к сожалению, остается не столь значимым и социально подкрепляемым, как профессиональная занятость. Как правило, выгорание матерей связано с нехваткой ресурсов – времени, сил, эмоционального настроя – при совмещении заботы о детях и работы, особенно при отсутствии мужа, когда почти все обязанности ложатся на плечи женщины. Родительское выгорание отцов связано с длительным отсутствием на работе и эмоциональным отчуждением от детей, нехваткой опыта и мотивации для игры, совместных дел, заботы о них.
Психолог в учреждении может успешно заниматься профилактикой выгорания как среди педагогического коллектива, так и среди родителей. Механизмы профилактики выгорания будут одними и теми же. Различаются только условия, приводящие человека к стрессу.
Какие же навыки, особенности поведения и мышления может развивать в себе человек, чтобы предотвращать выгорание?
К основным личностным факторам, препятствующим развитию выгорания, относят активность, копинг (совладающие со стрессом стратегии поведения, в том числе умения уверенно отстаивать свои интересы и вовремя просить о помощи), юмор, оптимизм, позитивное мышление, осознанность (стремление рефлексировать происходящие с человеком события, приобретаемый опыт, собственное поведение и стиль мышления), творчество, гибкость мышления и поведения, любовь к себе, адекватно высокая самооценка.
Одним из внутриличностных факторов выгорания может быть качество контакта педагога со своим «внутренним ребенком». «Внутренний ребенок» – это часть личности, которая отвечает за наши потребности, желания, радость, интерес, творческую самореализацию, спонтанность. Если человек невнимательно относится к реализации своих потребностей, желаний, не находит времени для творчества, общения, получения положительных эмоций, то «внутренний ребенок» ввергает нас в деструктивные эмоции (обиду, тоску, отчаяние, агрессию), вызывает сбои в деятельности (забывания, опоздания, отсутствие творчества), провоцирует развитие болезни, хаотичность или механистичность в выполнении задач.
Здоровый «внутренний ребенок» обеспечивает нас силами, здоровьем, контактом с телом, позитивными эмоциями, интересом к деятельности и творческими возможностями. Верно и обратное: работу с выгоранием можно начинать с творчества, контакта со своим телом, выращивания позитивного мышления, обеспечения себе маленьких радостей.
Позитивное мышление – это способность видеть положительное или полезное для себя в любой жизненной ситуации. Такую способность можно развивать на психологических тренингах. Одним из компонентов развития позитивного мышления могут быть утверждения, направленные на создание оптимистичной картины мира у человека.
Еще один компонент развития позитивного мышления – работа с собственными ложными иррациональными убеждениями. Как правило, это мысли, связанные с жестким долженствованием, исключающие варианты развития ситуации. Они препятствуют творческому развитию человека, обретению большей гибкости и спонтанности, и требуют осмысления и переосмысления. Примеры иррациональных убеждений: «кто же это сделает, кроме меня», «только я могу с этим справиться», «я должна это сделать, так как любой сделал бы это на моем месте», «это единственный способ заслужить признание и любовь», «я окажусь нищим, если уйду с этой работы», «я должна выдержать эту нагрузку, чтобы заслужить доверие и уважение», «директор имеет право полностью распоряжаться моим временем».
Творчество – важнейший фактор, препятствующий выгоранию. Чем выше нереализованный внутренний потенциал человека и чем ниже его креативность (уровень творчества), тем сильнее неудовлетворенность качеством жизни.
Важно помнить, что главное средство работы над собой – развитие позитивного мышления. Максимальная польза достигается при индивидуальной и групповой (тренинговой) работе с психологом. Психологи образовательных учреждений призваны не только работать с детьми и родителями, но и помогать педагогам, завучам и директору в достижении эмоционального комфорта на рабочем месте.
Комментарии