search
main
0

Распорядок дня школьника. Чтобы уберечь ребенка от дурной привычки, воспитайте хорошую

Самая распространенная привычка у наших детей – лень, желание избежать труда. У большинства ребят на первом плане игра, уроки откладываются на потом, а в итоге на них времени не хватает. Как с этим справиться? Вспомним старинную мудрость: чтобы предостеречь ребенка от дурной привычки, воспитайте хорошую.

У ребенка, как у каждого человека, независимо от возраста много дел: учеба, игра, труд (возня в песке с совком тоже труд), отдых, питание, сон. Чтобы везде и во всем успеть, ребенку, особенно школьнику, нужен определенный режим. Что это такое – режим дня? Изобретение педагогов? Конечно, нет, режим диктуется ритмом, в котором живет организм. Если не следовать ритму, то ребенок не будет успевать делать задания, вовремя кушать, вовремя отдыхать и спать. В раннем возрасте режим контролируют взрослые, но, вырастая, он делает это сам. Значит, для каждого ребенка должен быть установлен режим дня, который он должен знать наизусть. Для него это подсказка, чем заниматься в первую очередь, чем – во вторую. Для школьников он особенно необходим – таково единое мнение педагогов, психологов. Правильно составленный распорядок дисциплинирует ребенка, учит самостоятельности и ответственности, побуждает самому контролировать расход своего времени.Распорядок дня лучше составлять вместе с ребенком, причем и взрослые будут лучше знать свои обязанности. А потом по вечерам (или в конце недели) вместе подводить итоги, проверить, все ли сделано, а если нет, то почему. Можно проставлять баллы за проделанную работу – своего рода игра, которая помогает приучить сына или дочь без нажима, без подсказки выполнять намеченное. Придет время, и ребенок с радостью будет сообщать, что все запланированное сделано, распорядок дня помог. Умение проверять свои действия, дисциплинировать себя останется с ним на всю жизнь.Сегодня мы приводим мнения родителей, которые по-разному понимают, как наладить правильный режим дня школьника, а также мнение специалиста-психолога.Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск:- Как-то на родительском собрании в школе, где учится мой сын, одна учительница сетовала, что ребята и слыхом не слыхивали, что такое режим дня, потому и не смогли дать ему определение. Распорядок дня необходим, настаивала учительница, иначе наши дети вырастут безответственными, не знающими, как составить расписание собственных дел на день, неделю, месяц. Она поэтому порекомендовала родителям  в порядке первого опыта  на время предстоящих каникул составить распорядок дня и строго следить за его выполнением.Режим дня на время каникул? Редко в какой семье существует вообще какой-либо установленный распорядок дня. Каникулы многие воспринимают как время сплошного отдыха, то есть ничегонеделания, лишь изредка дополняемое какими-то случайными мероприятиями: поход в кино, на каток, прогулки с друзьями.Вот что я наблюдала во время последних каникул. В первый день мой старший сын Арсений проснулся, как обычно, но с постели не встал. Лежал и читал книгу.Не раз ловила себя на мысли, что в жизни современных детей обязанностей не так уж много, если они есть вообще, кроме учебы. Но для меня лично всегда было очень важно научить детей не просто делать хоть что-то по дому или помогать родителям. Хотелось, чтобы они полюбили свой дом и выполняли даже простые дела с радостью и без понуканий. Поэтому кроме отдыха и развлечений мои дети больше занимаются делами по дому. Причем многое они планируют накануне.Я считаю важной задачей отладить режим дня на время каникул так, чтобы к началу следующей четверти прийти без проблем с засыпанием и пробуждением, без привычки лениться. Идеализировать не стану. Не всегда сыновья и дочка приходят в восторг от того, что они должны, например, вымыть посуду за собой или отправиться на прогулку с собакой. Вопросы «Разве сейчас моя очередь?» и «Можно я завтра вымою чашку?» дети периодически задают. Но, несмотря на такие отлынивания, бывают и свои маленькие радости – помоют за собой посуду, приберут на кухне. Во время каникул обязанности остаются прежними. Помимо своих привычных дел каждый из детей помогает мне. Каждый из троих приучается брать на себя семейные заботы и обязанности. Благодаря этому дети не воспринимают работу по дому как наказание. В каникулы я сохраняю ранний подъем и для себя в том числе. Завтрак у нас часто готовит папа. Дети в это время умываются, одеваются, заправляют постели. За эти утренние свободные минуты я успеваю переделать много необходимых, незаметных домашних дел. Каникулы – это возможность новых открытий, встреч, развлечений. Но даже при таком радостном времяпровождении я делаю все возможное, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в привычное для ребят время, а спать дети ложились не позже 21 часа. При сбалансированной нагрузке, обилии впечатлений и положительных эмоциях важно, чтобы у всех оставалось время на полноценный отдых. Не менее важно это и для родителей, которые за день часто устают ничуть не меньше своих непосед.Ярослава БЕРЕСТОВА, искусствовед, Московская область:  – Когда у меня родилась первая дочка, Василина, мой папа, преподаватель одной из военных академий, сказал: «Ребенка нужно приучать к режиму дня с пеленок». Тогда я ему возразила: «Это относится к офицерам, которых ты учишь, а не к маленькому ребенку, тем более к девочке». В ту пору я писала диссертацию, и сама жизнь заставила меня завести твердый распорядок дня для дочки. Мы в определенное время с ней гуляли, играли, укладывали ее спать. И это было очень удобно и для меня, и для девочки. Поэтому определенный режим для всех моих детей стал само собой разумеющимся. В школьные годы они научились самостоятельно планировать свой день и сегодня тоже стараются точно следовать тому, что наметили. По субботам у каждого из них есть пункт – уборка в квартире. Когда Василине было два года, она уже поливала цветы, рассаживала на полке своих кукол, предварительно стерев пыль. То же самое делали и младшие. По мере взросления они добавляли себе все новые и новые обязанности. Когда Василине исполнилось 14 лет, Олесе – 11, а Кирюше – 8, то у нас в семье уже сложился такой порядок: уборкой квартиры стали заниматься в основном они. Кроме того, ходили в магазин, гуляли с собакой. Причем была у них и взаимозаменяемость. Кто-то, скажем, заболел или готовился к контрольной, просил его заменить. Когда к нам должны были прийти гости, то мы заранее распределяли, кто за что будет отвечать, что каждому нужно закупить и приготовить. Назначался дежурный. Он отвечал за оформление стола и гостиной, встречал гостей вместе с папой или мамой. Теперь Василина и Олеся – студентки, Кирилл – старшеклассник. Они во всем успевают, хорошо учатся, занимаются спортом. Олеся – студентка МИФИ, поэтому для нее строгий распорядок особенно важен, к тому же девочка серьезно увлекается вокалом. В выходные дни у моих ребят особый режим. Встают они очень рано – в 6 утра или даже 5.30. Короткий завтрак и в зависимости от погоды и времени года поездка на рыбалку, поход в лес пешком или на велосипедах или на лыжах. Готовим себе на костре второй завтрак, а обедаем дома, причем готовим по очереди. Дети любят, когда поваром бывает папа. Обед у него получается необыкновенно вкусным, а  у них появляется дополнительное свободное время. Мой папа, глядя на своих внуков, как-то сказал: «Вот видишь, как это важно –  воспитать у детей чувство времени и ответственность». Людмила ПОЛЬСКАЯ, Москва: – У моих детей нет никакого режима дня, и тем не менее у них на все хватает времени, они хорошо учатся, помогают по дому. Главная задача родителей – воспитать у своих мальчиков и девочек ответственность и трудолюбие. Вот у моего племянника Бориса в режиме дня, составить который настояла его классная руководительница, записано: ежедневно два часа отводить выполнению домашних заданий. И что же? Мальчик не без родительского напоминания действительно вовремя садится за уроки, но делает их кое-как, в спешке, стараясь уложиться в полчаса. А «сэкономленное» время тратит на компьютерные игры. В итоге учебе это не помогает, он продолжает отставать, учится на одни тройки. Мои же близнецы Алеша и Катя, ровесники Бориса, занимаются уроками не только до ужина, но если нужно, то нередко и после – ответственность не позволяет им прийти в школу с невыученными уроками. На мой взгляд, режим дня должен быть не столько на бумаге, сколько в голове человека. Он сам создает неписаные правила и старается выполнять их. Мнение специалиста Яков СМИРНОВ, школьный психолог: – Беседуя с родителями, я часто спрашиваю их: «Какой распорядок дня у вашего ребенка?» Многие удивленно отвечают: «Как у любого школьника – подъем утром, чтобы успеть к занятиям, обед, домашние задания, свободное время». Учеба в какой-то степени дисциплинирует ребенка, это так. Но как он использует это свободное время? Есть ли определенный режим в выходные дни, в каникулы? Чаще всего нет. А это значит, что школьник использует их, как ему вздумается в тот или иной момент, без пользы, а то и во вред себе. Умение планировать свое время делает человека более организованным, целеустремленным, способным дорожить временем  как своим, так и других людей, добиваться большего. Многие психологи считают, что научить этому ребенка можно только до трех лет. Но я думаю, что учить этому можно до шести лет – дети долго сохраняют способность учиться самостоятельности и самоорганизации. Знаю это из собственного опыта. Если научить малыша, скажем, убирать игрушки, перед тем как идти на прогулку, самостоятельно одеваться, в определенное время поливать цветы, читать ему перед сном, то такой распорядок станет для него привычным. Он даже может сам напомнить, если по вине родителей что-то пропущено. Конечно, с возрастом появляются новые заботы, и постепенно режим дня меняется, но привычка к порядку, к последовательности каких-то действий остается навсегда. Подросток, действуя по своему распорядку, уже не может от него отойти, в том числе и от чего-то неправильного. Если, например, старшеклассник привык ложиться спать в два часа ночи, то он и дальше будет продолжать это делать независимо от того, чем он до этого часа занимался. Спать нужно ложиться в 22 часа, иначе рано или поздно начнутся проблемы со здоровьем – от грубого нарушения биологических ритмов будут страдать сердечно-сосудистая и иммунная системы. Именно в первые часы, с 22 до 24 часов, бывает наиболее глубокий сон, восстанавливаются силы всего организма.Сон исключительно важен для здоровья ребенка. Его качество зависит и от того, чем занимался человек до того. Если перед сном смотреть телевизор, делать домашнее задание, сон становится неглубоким, неполным, коротким, прерывистым. В итоге может развиваться бессонница, ребенок встает утром невыспавшимся, с плохим настроением.Твердый распорядок дня необходим подростку, потому что способствует выработке у него полезных привычек, основанных на приобретенном условном рефлексе. Конец одного действия напоминает о том, что нужно переходить к другому. А это помогает легче переключаться с одного дела на следующее. Если соблюдается режим дня, в том числе по выходным, то не возникнет чувства усталости, апатии. Своевременный прием пищи в соответствии с распорядком – гарантия здорового роста, без лишнего веса и ожирения. Ведь при нарушении режима дня нарушается режим питания. Скажем, обед может сдвинуться и до 8-10 часов вечера, а это уже вредно для растущего организма. Режим дня сохраняет здоровье. При нем повторяется ежедневно один и тот же ритм, как в музыке. Школьник, привыкший жить по определенному правилу, более самостоятелен, чем его сверстники, живущие по свободному расписанию, умеет контролировать себя, свои действия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте