Ученики Пушнинской средней школы Беломорского района Карелии учатся необычно. В их расписании есть абсолютно все предметы, но… каждый урок длится 90 минут. В школе нет обычного расписания уроков, а есть… лента. Уже десять лет образовательная организация, а по сути, обычная сельская школа в одном из северных районов Карелии живет в режиме инновационной площадки, республиканский статус которой школа подтвердила в последних числах 2018 года. Исполнительный директор Ассоциации сельских школ Карелии Зинаида Ефлова высоко оценивает работу, в которую включился абсолютно весь коллектив школы. Учителя за это время научились видеть ребенка, хвалить, выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика (в этот процесс также включены дети VII и VIII видов обучения). Здесь их не развлекают, а учат и видят впечатляющие результаты. Татьяна Танцева, в прошлом директор Пушнинской школы, а ныне председатель Ассоциации сельских школ Карелии, рассказала, что сейчас технология отработана, ее особенности (в привычной системе координат – сдвоенные уроки, в Пушном – лента) стали частью жизни школы. Татьяна Ивановна, преподаватель русского языка и литературы, говорит, что технология подходит для обучения и другим предметам: истории, обществознанию, математике, геометрии. Если говорить о стороннем наблюдении за работой детей, то удивляешься, как много они успевают! При этом ребята не сидят на месте, общаются, контактируют с несколькими учителями, обучают друг друга. Пятерки, конечно, получают не все, но и это не вызывает отчаяния или даже недовольства. Может быть, оттого что дети чувствуют потенциал и возможность узнать больше, улучшить свой результат? В январе Ассоциация сельских школ провела в Пушном обучающий семинар. На нем побывала корреспондент «Учительской газеты» Мария Голубева и обратилась к специалисту в этой области с предложением рассказать о данной технологии обучения.
К вопросу о концептуальных основаниях технологии
Для того чтобы показать, что неклассно-урочная организация обучения является педагогической технологией, обратимся к одному из определений данного понятия.
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
Кроме того, педагогическая технология включает дидактические процессы, в частности предписания и способы деятельности, условия, в которых эта деятельность должна воплощаться, или организационные формы обучения, а также средства осуществления этой деятельности, в том числе целенаправленную подготовку педагога.
С дидактической точки зрения педагогическая технология – это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам.
Заметим, что здесь возникает и далее постоянно используется понятие «система», что подчеркивает системный подход как теоретическую основу разработки и реализации данной технологии, указывает на целостность и упорядоченность совокупности ее элементов, находящихся в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности друг с другом.
К теоретическим, научно-практическим и методическим основаниям технологии неклассно-урочной организации образовательного процесса также относятся:
- методики из опыта учителя сельской школы А.Г. Ривина, реализовавшего коллективный способ обучения детей разного возраста;
- исследовательский опыт одного из учеников А.Г. Ривина – В.К. Дьяченко, который создал теорию и практику КСО (коллективный способ обучения) в условиях классно-урочной системы;
- теория и практика реализации КСО в условиях неклассно-урочной системы обучения в сельских малочисленных школах Красноярского края;
- исследовательский опыт Е.С. Казько, под руководством которой были разработаны модель и элементы технологии неклассно-урочной организации обучения, апробированные в сельской малокомплектной школе (МОУ «Пушнинская средняя общеобразовательная школа Беломорского муниципального района Республики Карелия»).
Методической базой технологии стали различные методики, в частности методика Ривина (МР), методика взаимопередачи тем (МВТ), методика взаимообмена заданиями (МВЗ), взаимотренажа (ВТ), совместного изучения (СИ) и др.
Реализация технологии неклассно-урочной организации обучения требует от педагогов понимания ее особенностей, достаточных теоретических знаний и владения специальными способами обучения, такими как коллективный способ обучения (КСО), тьюторское сопровождение, самостоятельная работа обучающихся.
Общее и различное между традиционной классно-урочной системой организации обучения и неклассно-урочной системой можно определить на основе их сравнения, представленного в таблице 1 (см. в низу страницы).
Данная технология организации образовательного процесса нацелена на реализацию образовательных программ, достижение образовательных результатов, создание условий образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Соответственно концептуальными основаниями технологии также являются системно-деятельностный, личностно ориентированный и индивидуальный подходы. На наш взгляд, неклассно-урочная система даже в большей степени согласуется с положениями стандарта и направлена на реализацию названных подходов, чем привычная классно-урочная.
Раскроем некоторые принципиальные положения технологии неклассно-урочной организации обучения.
Субъектная позиция обучающегося
В ходе занятия в технологии неклассно-урочной организации обучения каждый ученик проходит свой индивидуальный образовательный маршрут… В условиях обучения разновозрастных групп детей каждому обучающемуся в определенный промежуток времени отводится своя роль. Вариативность ролей в учебно-познавательной деятельности обусловлена замыслом и содержанием учебной деятельности, а также уровнем подготовленности каждого обучающегося. В основе различных ситуаций взаимодействия лежит делегирование педагогом части своих функций обучающимся, что в результате приводит к повышению уровня субъектности последних, так как происходит трансформация цели образования: от обучения учащихся учителем к взаимообучению учащимися друг друга и в перспективе к самообучению.
Взаимообучение осуществляется по определенным технологиям: методика Ривина, методика взаимообмена заданиями, методика взаимопередачи тем и др., в основе которых лежит взаимодействие учащихся в парах сменного состава. Суть такого общения заключается в том, что школьники по очереди обучают друг друга.
Необходимо организовать учебный процесс с учетом таких моментов:
- каждый должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;
- каждый должен систематически излагать другому некоторую тему;
- каждый должен систематически изучать некоторую тему из рассказа другого;
- каждому должна предоставляться возможность знать все, что знают остальные, и передавать другому свои знания;
- каждый должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.
При реализации технологии КСО нужно учитывать неразвитость у многих учащихся таких отдельных базовых умений работы с текстом, как выделение существенных признаков содержания текста, передача текста без искажения и аргументация мнения.
Учительская кооперация
Регулирование образовательного процесса в технологии неклассно-урочной организации обучения осуществляет учительская кооперация, представляющая собой группу педагогов, выполняющих определенные роли-функции: диспетчер, предметник, ассистент, технолог. Так, диспетчер отвечает за организацию учебных занятий в школе в соответствии с расписанием ленты. На учителе-предметнике лежит ответственность за содержание учебного материала и методику его овладения учащимися. Учитель-ассистент контролирует ход и результаты самостоятельной работы обучающихся, при необходимости оказывает детям консультационную помощь. Учитель-технолог отвечает за правильность реализации технологий взаимообучения учащихся.
В условиях неклассно-урочной системы естественным образом происходит преобразование связи между учителями-предметниками.
Обычно деловые и личностные отношения в педагогическом коллективе строятся на основе личностных симпатий, что по большому счету снижает ответственность всех за каждого ученика. Каждый предметник в одиночку борется за качество обучения и развитие ребенка. Следовательно, потенциал педагогического коллектива не используется в полной мере, а это большая сила.
В ситуации создания учительской кооперации усиливается профессиональная связь (личностные отношения педагогов при этом не упраздняются), следовательно, повышается уровень ответственности за конечный результат – успешное развитие личности каждого обучающегося.
Учительская кооперация – это объединение педагогов, которое совместно планирует, осуществляет, осмысливает и анализирует работу. Распределение функций между учителями носит временный характер, и каждый педагог по очереди выполняет одну из названных четырех функций.
На этапе планирования учитель-предметник составляет индивидуальный образовательный маршрут для каждого обучающегося: какую тему сейчас изучает ученик, что ему предстоит изучать дальше, что вызывает трудности и за счет чего он достигает положительного результата, готовит «ключи» для проверки учителю-технологу, учителю-ассистенту, дежурному учителю.
Непосредственно во время процесса обучения учитель-предметник объясняет новый материал, проверяет уровень знаний и работает с теми учениками, которых к нему отправляет дежурный учитель, в соответствии с предварительным планом, составленным кооперацией. Работа с учителем может проходить индивидуально, в парах, в малых группах, в группе.
Учитель-ассистент выполняет поручения дежурного учителя и учителя-предметника, а также отслеживает качество самостоятельной работы по методикам коллективных учебных занятий, формирование надпредметных навыков учащихся, общих умений коммуникации. Учитель-ассистент фиксирует в определенной тетради учета, как учащиеся работают на этапе самостоятельной работы.
Учитель-технолог выполняет поручения дежурного учителя и учителя-предметника, например осуществляет контроль за работой в парах постоянного и сменного состава и в группах, оказывает помощь по содержанию предмета. Также отслеживает качество работы в малых группах по методикам коллективных учебных занятий, работы в парах, формирование надпредметных навыков учащихся, общих умений коммуникации; помогает овладеть умением учить других и учиться самому. На протяжении ленты он фиксирует в тетради технолога, как учащиеся работают на этапе парной работы: соблюдают ли инструкции по методикам (методика Ривина, МВТ, МВЗ), умеют ли договариваться и слушать при работе в паре, группе и как оценивают работу друг друга.
Важную роль в ленте играет дежурный учитель (диспетчер). В соответствии с планом, составленным учительской кооперацией, он формирует разные временные учебные группы и пары, дает конкретные задания ученикам, осуществляет оперативную коррекцию учебного процесса. При необходимости (если запланировано в ленте) занимается с учащимися индивидуально: обсуждает прочитанное, осуществляет проверку заданий и т. д. Все учителя и учащиеся подотчетны дежурному учителю, после выполнения каждого задания они получают у него следующее. На протяжении ленты дежурный учитель заполняет общую форму рефлексии: отмечает смену деятельности (количество), пройдены ли маршруты, с кем работал на ленте, а также руководит деятельностью учительской кооперации, высказывает свое мнение о работе каждого в учительской кооперации.
Учительская кооперация способствует рефлексии и профессиональному росту педагогов, позволяет своевременно выявить и оперативно исправить методические ошибки. Учительская кооперация – один из важнейших элементов и главное условие реализации технологии неклассно-урочной организации обучения.
Основной работой каждого учителя в кооперации является выполнение функций по созданию и обеспечению условий обучения в новой организационной структуре.
Неклассно-урочная организация обучения требует особого расписания – ленты, – в котором указываются названия учебных предметов, темы занятий, продолжительность учебной работы, формы организации деятельности и ее характер.
Структура и оформление ленты
Обычное занятие в технологии «Лента» занимает время двух традиционных уроков (90 минут) и перемену между ними в 10 минут.
Занятие в ленте предполагает три вида деятельности обучающихся:
– самостоятельная работа;
– работа в паре (в группе);
– работа с учителем.
Следовательно, работают учитель-предметник (в кабинете работы с учителем), ассистент (в кабинете самостоятельной работы), технолог (в кабинете парной работы). Кроме того, всю работу во время занятия координирует – направляет, раздает карточки, следит за временем – дежурный учитель, который, как правило, находится в рекреации рядом с кабинетами.
Расписание ленты – это таблица (сетка) индивидуальных маршрутов каждого обучающегося в течение занятия.
В заголовке («шапке») расписания ленты обозначены предметы, учащиеся года обучения, дата проведения, фамилии учителей-предметников. Далее следуют темы по годам обучения.
В графах таблицы обозначены порядок, время и виды деятельности ученика, которые для удобства маркированы разными цветами.
Для каждого обучающегося занятие разбивается на этапы, включающие работу с учителем, парную/групповую и самостоятельную работу. В приведенном ниже примере показаны 4 этапа, но рабочие ленты, как правило, состоят из 5‑6 этапов.
Таблица 2 (см. в низу страницы) демонстрирует пример расписания ленты для учащихся основной ступени общеобразовательной школы.
Легенда таблицы:
г. о. – год обучения учащегося;
с/р – самостоятельная работа учащегося;
карт. № – карточка с заданием, подготовленная учителем-предметником;
цвета: черный – работа с учителем, красный – самостоятельная работа, синий – работа в паре/группе.
Согласно данному расписанию-ленте работа с учителем для учащихся каждого года обучения равна примерно 20‑25 минутам, но, естественно, могут быть и другие варианты. Например, для контрольной работы в виде диктанта времени потребуется гораздо больше, чем для промежуточной проверочной работы.
Первые 25 минут работы с учителем определены ученикам 5‑го года обучения, так как они младшие в ленте и им необходим «запуск в тему» под контролем педагога. Первый этап предполагает запись числа, классной работы, темы урока и цели, что занимает у младших больше времени.
Учащимся 5‑го г. о. сразу после работы с учителем необходимо закрепить новый материал, на этапе самостоятельной работы они выполняют упражнения. Для более полного изучения теоретического материала этим обучающимся предлагается проработать материал самостоятельно для работы в паре (МВТ – методика взаимопередачи тем).
Например, в учебниках русского языка есть разделы «Возьмите на заметку!» и «Понаблюдайте!», которые можно проработать с помощью этой методики, экономя время учителя на уроке.
В данном примере учащимся 6‑го и 7‑го г. о. последними этапами запланирована проверочная работа, так как темы ими были изучены ранее и требуют промежуточного контроля знаний с проверкой у ассистента (ассистент имеет «ключи»).
У обучающихся 8‑го г. о. работа с учителем занимает 25 мин., поскольку в этом примере предполагаем, что они изучают сложную тему, которая требует большего времени для объяснения (например, «Словосочетание»). Заметим, что обучающиеся приступили к ее освоению в ленте на этапе самостоятельной работы.
Обеспечение самостоятельной работы
Самостоятельная работа в ленте – индивидуальная работа, работа в группах и в парах – предусматривает педагогическое сопровождение со стороны учителя-технолога, учителя-ассистента, дежурного учителя и является результатом подготовки занятия учительской кооперацией, главная фигура которой – учитель-предметник. Именно он продумывает содержание, форму и объем заданий, заготавливает «ключи» (варианты решений и ответы) для других участников кооперации.
В настоящее время существует немало разных вариантов и форм организации самостоятельной работы (по учебникам и рабочим тетрадям, в аудио- и видеоформатах, с использованием интернет- и ИКТ-технологий). Они эффективно могут быть применены в ленте.
Однако основной формой организации самостоятельной работы обучающихся в ленте являются карточки с заданиями, разработанные учителем-предметником.
Далее предлагаются рекомендации и примеры разработки карточек.
Первая строка – заголовок карточки включает: год обучения, номер карточки, форму работы. Содержание карточки информирует обучающегося о сути задания. Например, закрепление темы – выполнение упражнений.
В этом примере предполагается, что теоретический материал уже проработан учениками и записан обучающимися в книжечки для правил на первом этапе при работе с учителем. Следовательно, теперь необходимо закрепить правило на практике. Для этого существует множество методов и способов. Выбираем следующее:
5‑й г. о. Карт. №1. Самостоятельная работа. Тема урока «-Тся и -ться в глаголах».
Спишите и вставьте на месте пропусков буквы:
Кручинит..ся, попаст..ся, купат..ся, дует..ся, жмурит..ся, вертет..ся, жаловат..ся, думает..-ся, хватает..ся, хочет..ся, ворочат..ся, мыт..ся, роет..ся, мучает..ся.
Одного задания для закрепления недостаточно, поэтому тут же прописываем следующее задание с учетом особенностей каждого ребенка. Одному ученику предлагается более сложное задание, а другому – полегче, возможно, в иной форме. Например, предлагаем следующую карточку:
5‑й г. о. Карт. №1. Самостоятельная работа. Тема урока «-Тся и -ться в глаголах».
Спишите и вставьте на месте пропусков буквы:
Кручинит..ся, попаст..ся, купат..ся, дует..ся, жмурит..ся, вертет..ся, жаловат..ся, думает..-ся, хватает..ся, хочет..ся, ворочат..ся, мыт..ся, роет..ся, мучает..ся.
Впишите недостающие слова:
Чтобы определить, -тся или -ться, следует писать на конце ………….,
надо поставить …………………
– Если глагол отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» (в вопросе есть …), надо писать …….. Например, ……………….
– Если глагол отвечает на вопрос …………? ………….? (в вопросе нет ь), то пишется ……… Например, …………………..
В конце глагола никогда не пишется …….!
Другому ученику усложняем задание:
5‑й г. о. Карт. №1. Самостоятельная работа. Тема урока «-Тся и -ться в глаголах».
Спишите и вставьте на месте пропусков буквы:
Кручинит..ся, попаст..ся, купат..ся, дует..ся, жмурит..ся, вертет..ся, жаловат..ся, думает..ся, хватает..ся, хочет..ся, ворочат..ся, мыт..ся, роет..-ся, мучает..ся.
Запишите по памяти правило «Написание -тся и -ться в глаголах». Приведите по 2 примера на каждый пункт правила.
Дети работают в разном темпе, но лента, имея большие допуски во времени, чем обычный урок, предусматривает и одновременную работу учеников одного года обучения. Для опережающих своих одноклассников предусматривается дополнительное задание. Ученики, обучающиеся в ленте, знают, что они работают с дополнительными заданиями до тех пор, пока последний из их группы (года обучения) не завершит работу над основным заданием.
Следующий пример карточки с заданием для работы в паре – взаимодиктант.
Учащиеся 6‑го г. о. изучают правило «Правописание не с глаголами», поэтому во взаимодиктант необходимо включить слова на это правило. Некоторым ученикам для записи следует предложить меньше слов, чем остальным, потому что они могут работать медленнее или делать больше ошибок.
В заголовке карточки меняем номер, форму работы, добавляем имена детей. Карточка персонализирована. В данном примере это карточка для Леши к его работе в паре с Машей.
6‑й г. о. Карт. №2. Взаимодиктант в паре Леша – Маша
Поприветствуйте друг друга.
Леша, продиктуй Маше следующие слова:
Не моюсь, не лить, не кружится, не купается, не снимает, нездоровится, негодую, не пишется, не хочется, невзлюбить, не шутит, ненавидит, не мог, не было.
Запиши слова, которые продиктует тебе Маша.
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
Карандашом поставьте оценку за грамотность и чистописание.
Сделайте работу над ошибками.
Закончив работу, поблагодарите друг друга.
Рефлексия
Наш опыт показал, что в ходе реализации данной технологии организации учебного процесса повышается уровень личной ответственности учащихся за качество освоения материала. Соответственно возникает необходимость расширить и их права, в частности право быть услышанным, право внести коррективы в содержание учебных текстов в карточках и т. п. Поэтому завершающим этапом каждого занятия ленты стала рефлексия, связанная с ходом и результатами учебной деятельности школьников.
В нашем варианте рефлексии учтены три аспекта: информационный, коммуникативный, эмоциональный. Они являются на сегодняшний день наиболее актуальными. Акценты расставлены по этим направлениям, чтобы снять проблему закомплексованности детей в отношении самооценки собственной работы в учебной деятельности.
Предлагается оценить:
– настроение (отличное, безразличное, плохое);
– работу («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). В случае неудовлетворительной оценки работы обучающемуся предлагается указать причину;
– выполнение домашнего задания (по той же схеме, что и предыдущий критерий).
Можно провести рефлексию работы в группе (для методики Ривина) по следующим показателям:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- Делало ее более эффективной.
- Тормозило выполнение задания.
- Не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе.
На каком уровне осуществлялось общение в группе?
- Обмен информацией.
- Взаимодействие.
- Взаимопонимание.
Какие трудности испытывали при выполнении задания?
- Недостаток информации.
- Недостаток средств коммуникации.
- Трудности в общении.
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- Сохранились единство и партнерские отношения.
- Единство было нарушено.
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- Лидер, выдвинувшийся в ходе работы.
- Нежелание наладить контакт большинства участников.
- Непонимание задачи, поставленной для совместной работы.
- Сама задача была трудной и неинтересной.
Возможны к использованию и другие известные приемы и формы организации рефлексии.
Вывод
Особое значение использование технологии неклассно-урочной организации обучения приобретает в малокомплектной (малочисленной) школе. Это связано, с одной стороны, с тем, что из-за традиционного подхода к обучению в условиях достаточно ярко выраженной дифференциации учащихся снижается уровень требований, а вместе с тем и мотивация школьников к учению, падает качество знаний. С другой стороны, в малочисленных и малокомплектных школах не так много учеников и есть возможность учить каждого в отдельности в соответствии с его индивидуальными особенностями, возможность организации практически постоянной парной и групповой работы в альтернативу фронтальной.
Комментарии