Воспитательная работа является крайне важным направлением в деятельности школы. Ведь учитель – это не только тот человек, который дает необходимые и качественные знания, он также призван положительно влиять на формирование личности ребенка, его социализацию, всестороннее развитие.
Воспитательная работа сложна и многообразна. Воспитательная деятельность в современной школе включает в себя:
– формирование гуманного человека, проявляющего уважение к учителям, одноклассникам, семье и людям, которые нас окружают. Гуманный человек понимает, что такое любовь и внимание;
– гражданско-патриотическое воспитание, например через создание кадетских классов;
– воспитание экологической культуры;
– формирование у учеников здорового и безопасного образа жизни;
– воспитание трудолюбия;
– воспитание сознательного отношения к знаниям, а также осознанного выбора будущей профессии.
Классные руководители играют важную роль в воспитательном процессе учеников. Они анализируют и контролируют их повседневную жизнь и деятельность в школе, а также помогают в тех ситуациях, когда ребенку нужна помощь или совет взрослого, более опытного и мудрого человека.
Современный учитель идет в ногу со временем, он психологически подкован, интересуется актуальными проблемами, которые волнуют современную молодежь. Для повышения своих педагогических и воспитательных навыков учителя проходят различные курсы повышения квалификации, слушают лекции, посещают семинары, участвуют в конференциях.
Современный классный руководитель не только учитель. В своей работе он применяет как уже известные и общепринятые формы воспитательной работы – разговоры, коллективные поездки в музеи или походы, совместные игры для сплочения коллектива, проведение общих праздников, так и свои личные или школьные «фишки».
Общественно полезная деятельность также важна для формирования личности ученика. В нашей школе функционирует волонтерский отряд «Содействие». Ученики-волонтеры совместно помогают людям и животным, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Такие мероприятия создают дружескую атмосферу, формируют гуманного и милосердного человека.
Воспитательный процесс в начальной и старшей школе немного различается. В начальной школе одним из необходимых инструментов воспитательной работы является взаимодействие учителя с родителями. Такое взаимодействие поможет лучше адаптироваться ученику к школе. При обучении в начальных классах у детей происходит активное развитие познавательной деятельности. Задача учителя – содействовать стремлению получать новые знания. Например, использование системы оценок и поощрений. Немаловажной является забота о физическом здоровье ученика. В начальных классах у детей формируются осанка, скелет и др. Детей нужно привлекать к соблюдению здорового образа жизни.
Основными направлениями воспитательной работы со старшеклассниками являются:
– предупреждение массового распространения моделей антиобщественного поведения;
– формирование позитивной социальной направленности у молодежи;
– поддержание здорового образа жизни;
– профессиональное самоопределение.
Одной из важных составляющих воспитательной работы является дополнительное образование. Включение в программу дополнительного образования позволяет ученикам развить их индивидуальные способности. В школе существуют образовательные программы разной направленности (техническая, социально-гуманитарная, художественная, физкультурно-спортивная и естественно-научная).
Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, то есть демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ценно то, что в дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Например, кружки и секции физкультурно-спортивной направленности позволяют привить детям любовь к активному образу жизни, учат их выносливости, дисциплинированности и целеустремленности. Художественная направленность помогает раскрыть творческую натуру, развивает детскую фантазию и нестандартное мышление.
На сегодняшний день, когда утрачены многие духовные и нравственные ценности, роль школы в воспитательном процессе подрастающего поколения становится особенно велика.
В качестве дополнительного воспитания выступают различные внеурочные мероприятия. В нашей школе организуются походы в музеи, театры, детям предлагается участие в разных конкурсах, которые позволяют им проявить себя. А дружный, сплоченный педагогом детский коллектив, поддержка родителей, собственное творческое отношение к делу – лучшие помощники на пути к успеху.
Екатерина МАРТИРОСОВА, заместитель директора школы №1078;
Дарья КУКУШКИНА, педагог дополнительного образования школы №1078;
Наталья ЧИГИРЬ, специалист по связям с общественностью школы №1078
Комментарии