search
main
0

Раскрыть файл,. или Главное – относиться к детям с пониманием

У Надежды Потаповой учится почти вся школа, начиная с третьего класса: она единственный преподаватель информатики в средней школе №57 с полутысячным количеством учеников. То, что Надежда Петровна в почетном звании педагога пребывает лишь второй год, не дает ей никаких поблажек. Да она их и не просит: освоилась в образовании быстро, чувствует себя уверенно. Но так было не всегда…

Первое сентября 2009 года. Первый раз – и сразу в десятый класс. Ей 25, им по 16, не только парни, но и многие девушки повыше и покрупнее учительницы. «Вспоминаю: мне было страшно. А вдруг начнется шум, я не смогу совладать? Как ни странно, ребята сидели тихо. Урок прошел, сама себе удивилась: все получилось! Но потом был девятый… Меня заранее предупредили: беспокойное хозяйство. Несколько человек вовсю резвились – пускали самолетики, хохотали. Возможно, проще было их проигнорировать, но я решила не оставлять такое поведение без внимания. Чтобы приструнить самых рьяных нарушителей дисциплины, пришлось вызвать завуча и классного руководителя…»Многие учителя рассказывают, что наиболее волнительным в начале педагогического пути была для них именно встреча с детьми. Как бы хорошо ты сам ни знал материал, если не сумеешь заставить себя слушать, результата не получишь. Первые уроки Потаповой стали уроком для нее самой: нельзя пускать на самотек ход занятия. Да и учащиеся быстро поняли, что здесь им спуска не дадут.Правда, ей было немного проще, чем другому новичку на учительской стезе, – преподавателю иностранного языка Юлии Кондратьевой. В молодом возрасте каждый год важен, потому что дает опыт, закалку и делает мудрее. У Юлии Александровны разница с учениками минимальна, сразу после школы она получила специальность и пришла в 57-ю. Путь Надежды был более длинным. Сначала поступила в химико-механический техникум, но быстро поняла, что работа технолога полимеров не для нее. Всегда чувствовала тягу к точным наукам, окончила педколледж по специальности «математика», затем продолжила образование в педагогическом университете на факультете информатики. «Я сама себя учила. Папа умер, мама пенсионерка, нас в семье трое». Работы никакой не боялась, узнала, что такое рынок, сфера торговли. Когда получила диплом, осознанно пошла в школу. И не разочаровалась. Первое полугодие стало для нее базовым. Сводила воедино то, чему учили в вузе, и то, с чем встретилась в реальности. В рядовой школе, не лицее и не гимназии, и техники поменьше, чем она представляла, и дети далеко не все с высокой мотивацией к учебе. Зато со стойким отношением к компьютеру как к игрушке, а не как к помощнику и инструменту. Этот стереотип требовалось – нет, не сломать, но хотя бы скорректировать. Чем и занялась Надежда Потапова. Январь 2010 года. В каникулы проанализировала, что получилось, а над чем еще следует подумать. «Поначалу много времени уходило на подготовку к урокам. Зато потом стало легче. В информатике материал быстро обновляется, но основы-то остаются прежними. Я первые месяцы строила занятия по традиционной схеме: теория, которая затем опробуется на практике. Но скоро убедилась, что навыки закрепляются лучше, если сразу что-то показать, создать таблицу, диаграмму, поработать с рисунком, а затем сделать краткие записи, по пунктам, и обосновать действия теоретически. Можно сказать, теорию и практику я поменяла местами или стала их варьировать». Были ошибки и во взаимоотношениях с самыми маленькими «компьютерными грамотеями»: за время учебы в вузе с начальной школой Потапова не ознакомилась. На первых уроках Надежда Петровна диктовала значительные куски текста, пока не поняла, что придется обходиться минимумом записей: детки еще и обычной-то грамотой не крепко владеют. Увеличила тренажерные занятия, больше внимания стала уделять навыкам общения с мышкой и клавиатурой, а в теории оставила главное – развитие логического мышления. У детей отношение к компьютеру двойственное: с одной стороны, он для современных школьников очень привлекателен, с другой стороны, эту машину они не склонны воспринимать серьезно. Проводят за ней много времени, но часто неэффективно. Поэтому каждый урок начинается с напоминаний правил безопасности, а также правила номер один: «Играем мы дома, здесь мы учимся». Обнаружилось еще одно устойчивое заблуждение: «А мы все знаем!» Ребятам кажется, что они понимают компьютер, когда же дело доходит до выполнения заданий, могут растеряться и в простом задании, например в текстовом редакторе, не уложиться в урочное время. Надежда Петровна учит их выполнять лабораторные работы пошагово, не перепрыгивая через ступеньки-файлы. Июнь 2010 года. Одна из выпускниц выбрала информатику для сдачи ЕГЭ, Надежда Петровна усиленно с ней занималась. Девушка получила хороший результат, а Потапова – благодарность. Первое поощрение – это важно! И вот – долгожданный отпуск. «Я мечтала отдохнуть. Не потому что очень устала за первый год в школе, этого не было. Но я столько лет училась без отдыха, ведь и летом приходилось работать. Теперь же удалось съездить в санаторий и домой к маме». Удалось отвлечься от забот и набраться свежих сил.Первое сентября 2010 года. «Это было новое чувство: шла в школу с радостью, с ожиданием. Смотрю на детей: как они изменились, как выросли! Хорошо бы не только внешне, но и внутренне. Первые дни сидят тихо, слушают внимательно. Кто-то стал спокойнее, а у кого-то появилось стремление покрасоваться. Отношусь с пониманием, но спуска не даю. Так, пошутили, а теперь будем продолжать урок. Дети уже знают: я не строгая, я требовательная. Если даю задание, обязательно добиваюсь его выполнения». Свою учительскую позицию Потапова формулирует так: «Я пришла учить детей и, как человек практический, желаю получить реальный результат, то есть дать каждому школьнику хотя бы минимум знаний и навыков». Главное, чему учит информатика, – это взаимодействию с информацией, «королевой» нашего времени. Владеть всей информацией невозможно, да и не нужно. Достаточно уметь найти путь к тому знанию, которое потребовалось в данный момент, для этого нужно освоить алгоритм поиска. «Не зазубривайте! – лозунг уроков Потаповой. – Мыслите логически! Ищите!» Поиск – способ и получения, и закрепления знаний.Январь 2011 года. «Вскоре после Нового года появилась новая забота – создание электронного дневника. Директор школы Владимир Александрович Моисеев выделил на это средства из стимулирующей части фонда оплаты труда. К концу третьей четверти дневник должен быть готов». Специфика преподавателей информатики в том, что им приходится учить не только детей, но и взрослых, не только учеников, но и учителей. В школе организованы курсы для педагогов, в любую пятницу человек может прийти на занятия. Но вот беда, многие это начинание игнорируют, мол, нам это не надо. Ошибаются, от компьютера сегодня никому не убежать, уже и внутришкольная документация переводится в электронный формат. Потапова отмечает, что интерес к новому не зависит от возраста. Учитель химии Зинаида Северьяновна Хороших в свои 70 лет активно осваивает Интернет, в то время как ее молодые коллеги ленятся.Март-апрель 2011 года. Программу нынешнего года Надежде Петровне придется пройти чуть-чуть быстрее положенного. Ей предстоит радостное испытание – рождение собственного ребенка. Вернется ли она в школу? Экзамен на подтверждение статуса молодого специалиста сдан успешно, коллеги ценят, ученики прислушиваются. Но ведь и система образования сдает экзамен перед каждым достойным специалистом, человеком с амбициями, с перспективным видением. «Мне нравится работать в школе. От учеников не устаю: дети есть дети, они разные, они как свернутые файлы, какая информация в них заключена? Главное – подходить ко всем лояльно, с пониманием. Отношения с коллективом сложились очень хорошие. Меня устраивает рабочий день. Не напрягает даже пресловутая низкая заработная плата, ведь на этот вопрос можно посмотреть с другой стороны: она стабильная, есть социальные гарантии. При желании можно самой учиться дальше. Так что и в будущем я вижу себя в школьной системе».Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте