search
main
0

Раскрыть душу и разум

«Знание – сила» – эти слова произнес английский философ Френсис Бэкон. В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку постоянно: для строительства и производства, для создания ЭВМ и ухода за детьми. Они дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснять и предвидеть события.

Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Познание может происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной жизни (например, малыш первые свои знания получает из собственного жизненного опыта). Когда подросший ребенок идет в школу, он встречается со специально организованным познавательным процессом.

В результате правильно организованной учебы у ребенка должно сложиться убеждение, что все в природе – и человек тоже! – починяется ее единым и неизбежным законам. Мировосприятие, миропонимание целостно, его формирование не должно уподобляться сборке механизма на конвейере: «ввинчиванию», подобно деталям, знаний по физике, химии, биологии и другим предметам. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе и обществе, естественно-научной картины мира, основанной на фундаментальных объективных законах.

Необходимо постоянно активизировать познавательную деятельность учащихся, заставлять их думать. А как это сделать? Опыт моей работы в школе подсказывает, что наиболее эффективным, действенным является проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной проблемы возбуждает мыслительную активность учеников, поддерживает глубокий познавательный интерес.

В наш сегодняшний день, день тягостных раздумий о судьбе нашего общества, судьбах наших детей, каждый поднятый вопрос, будь он национальным, экономическим или школьным, является больным. Кризис, охвативший все наше общество, потребовавший радикальной перестройки всех механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность страны, не обошел и образование.

И если всего несколько лет назад роль и престиж образования резко упали, молодые люди ринулись зарабатывать деньги (порой быстрые, но шальные), то теперь становится ясно, что без хорошего образования невозможно добиться стабильного успеха в профессиональной деятельности, сделать карьеру. Ни одной солидной организации не нужны безграмотные работники, не умеющие логически мыслить, ориентироваться в сложной ситуации, принимать грамотные решения.

Но для того чтобы образование отвечало требованиям времени, необходима его перестройка, нужно учитывать все особенности сегодняшнего положения в экономике, политике, науке, культуре и в других областях жизни.

Прежде всего, на мой взгляд, это ускорение темпов научно-технической революции, что привело к возрастанию роли интеллектуального труда, повышению образовательного уровня, необходимости развития творческих способностей, профессиональной гибкости. Для обладающих всеми этими качествами не будет проблемой освоение нескольких смежных специальностей, не станет катастрофой смена профессии в случае безработицы.

Произошло радикальное изменение экономического механизма хозяйствования. Предприятия перешли на хозрасчет и самофинансирование. Коллективы становятся владельцами предприятий. Растет число частных предпринимателей. Для того чтобы не остаться «за бортом» общества, вместо потребительства, распространенного среди сегодняшних выпускников, молодым людям необходимо обладать предприимчивостью, инициативой, умением ориентироваться в сложной экономической ситуации.

Кроме того, резко возрос информационный уровень общества. В связи с этим перед школой встают следующие задачи: научить учащихся пользоваться средствами информатики и вычислительной техники; используя приобретенные ими умения, облегчить и ускорить процесс овладения знаниями; помочь «не потеряться» в огромном потоке информации.

Еще одна острая проблема, вставшая перед обществом, – изменение под влиянием хозяйственной деятельности человека его природной среды обитания: загрязнение водного и воздушного бассейнов, нарушение теплового баланса Земли, истощение природных ресурсов. Кроме того, постоянно возникают опасные для здоровья людей региональные экологические ситуации: радиоактивное загрязнение Чернобыльского района, проблема Аральского моря, Байкала и другие. Это диктует необходимость формирования у подрастающего поколения нового экологического мышления.

Сегодня, на мой взгляд, одна из важнейших забот учителя – в условиях современного идейного разброда, нравственного упадка – сберечь духовный мир ученика, взрастить в душах ребят интерес и стремление к знаниям, искусству, культуре, общечеловеческим ценностям. Если не сделаем этого, то можем потерять целое поколение людей: вырастет молодежь, разуверившаяся во всем и во всех, эгоистичная, тянущаяся к наживе любыми средствами, отличающаяся нравственной глухотой.

Чтобы этого не случилось, необходим личностный подход к ученику. Надо помочь каждому ребенку максимально раскрыть свой духовный мир, развить и реализовать свой нравственный и интеллектуальный потенциал.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте