Дети, родившиеся в тот год, когда в Гатчине, что под Санкт-Петербургом, проходил первый фестиваль «Литература и кино», сегодня уже сами могут жениться и детей рожать – им нынче восемнадцать! Свое совершеннолетие отметил и фестиваль – уникальный, единственный в мире смотр экранизаций. Отметил трудно, но с неизменным достоинством. Многое в этот раз пошло «не по правилам»: из весны переехали в позднюю осень, пришлось отказаться от профессионального жюри, от нескольких конкурсных программ и пышного собрания гостей. Но временные трудности праздника не испортили: главное, что удалось сохранить сам фестиваль, событие «градообразующее» и символическое. Нет худа без добра: именно в это непростое время гатчинцы поняли окончательно, что как не отдадут никому и никогда имена своих любимцев – императора Павла I и писателя Александра Куприна, так и фестиваль «Литература и кино» их, и только их.
В минувшие годы жюри фестиваля поражало воображение: здесь большая литература лицом к лицу сходилась с большим кинематографом. Актрисы Алла Демидова и Лариса Лужина, режиссеры Игорь Масленников и Владимир Хотиненко, писатели Сергей Есин и Алексей Варламов. Et cetera. Et cetera. В год своего совершеннолетия фестивалю пришлось обойтись и без жюри, и без большого конкурса. Но несколько новейших экранизаций все-таки показали, а проголосовать за них попросили зрителя, на чью интеллигентность и вкус в Гатчине всегда можно рассчитывать. И вот что получилось: «Гранатовый браслет», главный приз «Литературы и кино», у мелодрамы Виталия Мельникова «Поклонница». Это яркая, костюмированная, полная, как всегда у Мельникова, мягкого юмора, переходящего в горькую иронию, история о последних годах Антона Павловича Чехова, об оглушительном провале «Чайки» и о закатной любви драматурга к молоденькой петербургской писательнице Лидии Авиловой, чьи мемуары и легли в основу сценария. Относиться к картине как к документу или подлинному свидетельству, конечно, не стоит. Вряд ли на излете дней, мучимый чахоткой, Антон Павлович оставался таким трепетным пряничным милягой, каким донесла его до нас фантазия влюбленной женщины, помноженная на воображение режиссера и личное обаяние актера Кирилла Пирогова. И вообще маловероятно, что доктор Чехов, этот острослов, коллекционировавший дамские сердца, как другие – бабочек, хоть когда-то, даже в лучшие свои дни, был таким белым и пушистым. Но это вопрос интерпретации, а не качества, которое гатчинская публика оценила на крепкую «гранатовую» пятерку. Приз за лучшую мужскую роль у Максима Суханова, сыгравшего заглавную роль в драме Владимира Мирзоева «Борис Годунов». А лучшей актрисой зрители признали Яну Есипович, безответную крепостную крестьянку Наталью из «Суходола», снятого питерским режиссером Александрой Стреляной по мотивам одноименной повести Бунина. Как одни болеют футболом, другие – ландшафтным дизайном, так Александра Стреляная «помешана» на фольклоре и этнографии. В неповторимую раму древних напевов, сказов, заговоров облекла она бунинскую фабулу, обойдясь с ней, надо сказать, весьма вольно. По большому счету, на месте Бунина мог быть кто угодно: тот же Чехов, Толстой, Горький. Да хоть протопоп Аввакум. Сюжет здесь, в общем-то, вторичен, весьма условен, а если зритель незнаком с первоисточником, то и малопонятен. Любая коллизия, помести ее в эти декорации, смотрелась бы весьма органично. И все же «Суходол» – завораживающее зрелище, чуть прохладное, как августовские сумерки, чистое и прозрачное и в то же время молочно-зыбкое, как туман над затерянным озером. Про такие работы говорят: бери любой кадр и вешай на стену. Настолько красиво. Пока этого вполне достаточно, чтобы говорить о Стреляной как о необычайно одаренном художнике, чье зрение многомерно, а чувство стиля совершенно до избыточности. Но явственно ощущается в этом и некая опасность, и только следующий фильм покажет, во что переродилась одаренность: в авторский почерк, способный самобытно переосмыслить любую фактуру, или в роскошный, но мертвенно-однообразный штамп. На закрытии «Литературы и кино» было вручено еще несколько отдельных наград, главную из которых, приз губернатора Ленинградской области с формулировкой «за русский характер в жизни и кино и буйную искренность», увез в Москву народный артист России Алексей Петренко. С «русским характером и буйной искренностью» Алексея Васильевича смогли лично познакомиться не только зрители, пришедшие на творческий вечер, где звучали Пушкин, Гоголь, Гумилев, непростые духовные стихи, но и гатчинские школьники, к которым артист поехал без лишних долгих уговоров. С концерта кто-то уходил, не скрывая разочарования: в финале жена мастера, как боец кун-фу, резко и жестко отсекла публику от актера, отметая любые вопросы и просьбы об автографах. Ей бы волю, она вместо Петренко сама и вечер провела бы. Школьникам повезло куда больше: с ними Алексей Васильевич общался дольше и куда искреннее, чем со взрослыми… Жена и та притихла, почувствовав неповторимость мгновения. Приехал к старшеклассникам 9-й гатчинской школы и Егор Сальников, артист одного из популярных молодежных сериалов. Простой улыбчивый парень, честно сфотографировался со всеми поклонницами, рассказал о том, как готовиться к поступлению в театральный институт, и даже провел для желающих мастер-класс по сценическим пощечинам и эффектным театральным падениям.На этом «совершеннолетнем» фестивале школьники вообще оказались главными действующими лицами. Именно их попросили поучаствовать в пилотной акции «Открытый урок», чтобы на деле понять, действительно ли в расписании нужен новый предмет, назовем его условно «100 лучших фильмов», на введении которого в школьную программу настаивает Никита Михалков. В малом зале гатчинского кинотеатра «Победа» шли фильмы, которые, по мнению генерального директора фестиваля Елены Тимофеевой, имеют полное право попасть в ту самую заветную, рекомендованную школьникам сотню, ибо сняты по программным произведениям: «Анна Каренина» Александра Зархи, «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского, «Морозко» Александра Роу, «Илья Муромец» Александра Птушко, «Преступление и наказание» Льва Кулиджанова и «Судьба человека» Сергея Бондарчука. На сеансы приходили целыми классами, говорят, учителя гарантировали пятерку по литературе каждому, кто выдержит фильм от титров до титров. Обещанная ли награда тому причиной или все-таки магия классики, но ребята с сеансов практически не сбегали, хотя в это время в соседнем зале вовсю выясняли отношения герои последней части «Сумерек». И как ни крути, страдания вампира Эдварда Каллена современным подросткам куда понятнее и ближе душевных терзаний Родиона Раскольникова, притом что последние еще и длятся почти четыре черно-белых часа кряду. О том, как излечить современного зрителя от блокбастерной зависимости, привить ему вкус и интерес к большому настоящему кино, шла речь и на круглом столе, на который в гатчинской школе №8 собрались режиссеры Наталья Бондарчук и Игорь Черницкий, писатели Сергей Есин, Артур Гиваргизов, Анна Берсенева, Владимир Сотников, журналисты, учителя и старшеклассники. Поначалу мнения разделились. Дети настаивали, что еще один предмет «на оценку» им не нужен, лучше раз в месяц просто посмотреть всем вместе кино и обсудить его за чашкой чая. Педагоги говорили, что и без указаний сверху стараются по возможности показывать ребятам отрывки лучших экранизаций. Кинематографисты же настаивали, что мир летит в тартарары, старшеклассники в глаза не видели «Летят журавли» и «Балладу о солдате», посему, что же делать, не хотят добровольно – будут смотреть по расписанию. Но в итоге все же сошлись на том, что кампанейщина делу не поможет, и искусство из-под палки до добра не доведет, и ничем, кроме «острого отравления», проект Михалкова, если не продумать его как следует, не закончится. – Вы пишите хорошие книги, снимайте хорошие фильмы и больше доверяйте нам, учителям, а мы уж сами решим, что показывать детям и что с ними обсуждать, – подытожила жаркий двухчасовой спор словесник Татьяна Юрко, лауреат конкурса «Учитель года России-2011».Бог даст, через каких-то три месяца Гатчина вновь будет принимать на этот раз уже девятнадцатый Всероссийский фестиваль «Литература и кино». И все будет по-прежнему: конкурсы, знакомства, размышления о прошлом и будущем, а главное – серебристая тьма кинозала, где встреча писательской мысли, режиссерского воображения и актерского обаяния обещают острые мгновения счастья нам, зрителям…Гатчина – Москва
Комментарии