search
main
0

Раскачать образование, чтобы оно стало лучше

В Калуге прошла защита проектов создания личностно развивающей образовательной среды

Десять школ, два детских сада и одно учреждение дополнительного образования Калужской области в ближайшие три года должны сильно измениться.
Они защитили свои проекты развития, предполагающие перемены на уровне образовательной, организационной подсистем и модификацию предметно-пространственной среды. Эти проекты – первые результаты работы Программы по развитию личностного потенциала, стартовавшей в ноябре 2018 года в двух пилотных регионах – Калужской и Ярославской областях.

Педагогические grand pa, pas de quatre и даже больше
Программа по развитию личностного потенциала, реализуемая благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», началась с подготовки управленческих команд – курса повышения квалификации «Управление личностно развивающей образовательной средой», разработанного специалистами Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Сначала участники курса погружались в тонкости понятия «личностный потенциал», осваивали технологию средового проектирования и диагностики среды, слушали лекции и проходили тренинги. После шести­дневного очного обучения управленцы приступили к проектам создания личностно развивающей образовательной среды в своих организациях. Все команды консультировал ведущий научный сотрудник Института системных проектов МГПУ, член Экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала кандидат педагогических наук Александр Моисеев.
Недавно прошла публичная защита проектов. Результаты командной работы оценивала экспертная комиссия, в состав которой вошли представители МГПУ и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
«Я задумался над синонимами к слову «сопровождение». Так называлась моя роль в течение трех месяцев, пока уважаемые коллеги готовили свои проекты. Конвой? Точно не подходит. Эскорт? Тоже не то. Наверное, самое точное слово – «аккомпанемент». Есть такое замечательное понятие в балете – балетмейстер-репетитор. Кажется, я сыграл именно такую роль. И если вы сегодня будете крутить фуэте, то пусть все тридцать два будут накручены самым блестящим образом», – напутствовал коллег Александр Моисеев в начале защиты проектов.
Научное обоснование своих проектов команды управленцев строили на разработках Витольда Ясвина, публикациях о стратегическом управлении школой и материалах курса. Все участники привлекли к работе над проектом свои педагогические коллективы, детей и их родителей, провели диагностику образовательной среды, оценили сильные и слабые стороны организации, ее готовность к изменениям, угрозы и риски.
Общей для всех организаций оказалось стремление изменить школу (детский сад) таким образом, чтобы дети чувствовали себя счастливыми. В понимании управленцев счастливый ребенок чувствует себя успешным вне зависимости от оценок и результатов тестов. Ему комфортно с самим собой и с другими людьми. Он учится управлять своим мышлением, эмоциями, поведением.

Школа-мечта
Школа ожила, в школе все вертится, активизируется. Школьная жизнь кипит. Школа – оживленный перекресток логики и эмоций.
С одной стороны, здесь напряженно учат и учатся решать интеллектуальные задачи, используя строгий язык науки. С другой – каждый школьник с утра и до вечера переполнен огорчениями и радостями.
Здесь встречаются люди от семи до семидесяти, от первоклашки до директора, и каждый включен в массу важных дел: улаживает конфликт, утешает обиженного, переживает ссору с друзьями, волнуется перед выступлением.
В школе хорошо развита эмоционально-интеллектуальная составляющая среды. Ученики и учителя с любопытством ждут следующий день и с радостью идут в школу.
Каждый ученик находит свою нишу успешности, возможности самореализации. Нет навязываемых точек зрения. Нет репрессивных порывов.
Общение между учителем и учеником превратилось в диалог на равных. Изменилась система ценностей, уважением пользуются мысль, идея, эмоция. Учитель выступает в роли вдохновителя, соратника, помощника.
На переменах ученики вступают в дебаты, обсуждают волнующие проблемы в зонах общения, задерживаются после уроков. У учеников проявляется упорство в желании чего-то достичь, стать лучше, произошло понимание собственной значимости.
Так выглядит школа-мечта команды Ферзиковской средней общеобразовательной школы Калужской области. «Во время работы над проектом у нас была возможность помечтать, – сказала ее директор Елена Романова. – И теперь мы знаем, что нужно делать, чтобы мечта осуществилась».
В школе планируют усилить организацию проектной и исследовательской деятельности, пригласив мотиваторов извне, организовать занятия по развитию творческого потенциала детей во второй половине дня, используя организации дополнительного образования, внести изменения в направления внеурочной деятельности за счет «свежего ветра» – учителей программы «Учитель для России» («Учитель для России» – общественный проект, создающий сообщество талантливых специалистов, изнутри изучивших российскую систему образования и способных дать импульс для ее обновления и развития. – Прим. А.К.).
«Как не хватало, так и будет не хватать школьного пространства, – продолжает директор, – но можно эту нехватку компенсировать за счет эргономичной организации имеющихся помещений и использования школьной территории в теплое время года».

Аgile-перезагрузка
В калужской гимназии №19 намерены внедрить новую модель управления по agile. «Во-первых, люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов. Во-вторых, работающий продукт важнее исчерпывающей документации. В-третьих, сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта. В-четвертых, готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану», – цитирует agile-манифест директор гимназии Денис Миронов.
По его словам, именно agile-подход позволит перезагрузить существующую образовательную среду: увлечь детей и взрослых идеей изменений, вербализировать насущные потребности, поставить задачи. «Мы видим в использовании эмоционального интеллекта и agile-инструментов силу, которая позволит раскачать не стремящуюся к изменениям образовательную среду», – говорит Миронов.
Дорогою добра
В Дворцовской основной общеобразовательной школе, расположенной в Дзержинском районе, решили пойти более традиционным путем, оперевшись на богатую историю школы. «На протяжении 150‑летней истории школа меняла здания и место нахождения, менялись учителя, ученики, но неизменным оставалось одно – воспитание достойного человека. Поэтому не случайно основным направлением деятельности школы является духовно-нравственное воспитание обучающихся», – рассказывает ее директор Олег Епищев.
Проект «Дорогою добра» по созданию личностно развивающей образовательной среды тесно связан с деятельностью региональной инновационной площадки «Восстановление духовно-исторической памяти» и опытом работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей. Школа сотрудничает с монастырем Калужская Свято-Тихонова пустынь, Православной гимназией Калининградской епархии Русской православной церкви.
Авторы проекта делают ставку на проектную деятельность, которая объединит всех участников образовательного процесса.
«В коллективной работе над проектом знания детей выравниваются, так как они, взаимодействуя друг с другом, способны объяснить и передать знания в понятном для них формате, а учитель в такой деятельности выступает куратором, направляя работу в нужное русло. Практическая реализация совместной деятельности взрослых и детей – это сотрудничество, где учитель и ученик постоянно меняются местами, взаимно обучая друг друга», – размышляет директор школы.

Кто-кто в теремочке живет?
Свободная и творческая личность!
Заведующая дошкольным образовательным учреждением №102 «Терем-теремок» г. Калуги Елена Степанова считает, что сегодня в детском саду слабо развивается творческий потенциал детей.
«Детский сад чаще всего является институтом консервативным, обучающим скорее исполнительности, чем творческому и новаторскому поведению, институтом, ориентированным на среднего ребенка и поэтому из многих талантливых и творческих детей воспитывающим середняков», – уверена Елена Степанова.
Вот почему проект «Создание среды, обеспечивающей творческое самовыражение детей» направлен на то, чтобы сад стал живой лабораторией, которая, с одной стороны, изучает дошкольника, его силы и потребности, а с другой – организует среду, наиболее соответствующую задачам современного воспитания.
В саду будут созданы стены творчества для самовыражения детей, мини-музеи, мини-сцены в группах для выступлений. Появится театральная студия, в которой будут заниматься педагоги, дети и родители. Будет работать изобразительная студия для детей с задатками художественной одаренности, организованы дополнительные образовательные услуги по хореографии, вокалу, игре на детских музыкальных инструментах.

Раскачать образование
Все проекты образовательных организаций на защите получили высокую оценку экспертов. Теперь Программа по развитию личностного потенциала вступает в следующую фазу – в нее включаются педагоги. Уже в ближайшее время их ждет курс повышения квалификации «Социально-эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС».

По итогам обучения педагогов на конкурсной основе сформируется группа тьюторов, которые пройдут подготовку для сопровождения и поддержки дальнейшего внедрения программы в регионе. Задачей тьюторов станут организация и развитие профессиональных сообществ, создание методических лабораторий, обеспечение сетевого взаимодействия участников программы на основе технологии Professional Learning Community. Так, постепенно в программу включится все больше и больше педагогов и образовательных организаций. Как отмечает министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев, «сделать человека счастливым – задача очень сложная, и я не уверен, что нам под силу ее решить. Но вот раскачать в хорошем смысле нашу систему образования мы сможем. И выйдем в итоге на решение задач, поставленных в президентском указе, в части изменения школьного климата, среды, методов обучения, роста личностного потенциала детей».
Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте