Задачи урока: показать, что к началу XII в. культура Киевской Руси достигла своего расцвета, а создателем культурных ценностей был народ; развить умение работать с письменными историческими источниками; развить умение составлять развернутый план на основе рассказа учителя и текста учебника; развить умение давать характеристику памятников культуры на основе текста учебника, наглядных пособий.
Основные понятия и термины: культура, вотчина, город, купцы, торговля, ремесло, былины, летописи, архитектура, основные элементы православного храма, мозаика, фреска, смальта.
Оборудование урока: настенная карта “Киевская Русь IX-XII вв.”, диапроектор “Пеленг-500”, учебник “История Отечества” А.Преображенского и Б.Рыбакова.
I этап. Вступительная беседа учителя с классом.
В XII в. Киевская Русь была крупнейшим государством Европы. Русь, как и любое феодальное государство, состояла из множества вотчин. Вопрос ученикам: что такое вотчина?
Центром вотчины был господский замок. Многие замки превращались в города.
Какие пути возникновения городов вам известны?
Города становились центрами торговли, туда стремились купцы. В городах жили ремесленники. Город был сосредоточием самой высокой культуры того времени.
Как вы определите понятие “культура”?
Культура характеризует материальное (орудия труда, жилища, трудовой опыт людей) и духовное (просвещение, наука, искусство) развитие эпохи, общества, народа.
Каковы исторические условия развития русской культуры к началу XII в.?
Эти условия: господство натурального хозяйства, рост городов, развитие феодальных отношений, господство религии в духовной жизни общества.
II этап. Ученикам раздаются карточки с терминами или понятиями, знакомыми им из ранее изученного материала в курсе “История культуры”: Кремль, Портал, Боян, Слобода, Апсиды, Былина, Купец, Барабан, “Повесть временных лет”, Ремесленник, Купол, “Слово о Законе и благодати”, Посад, Закомары, Нестор, Дружинник, Аркатурный пояс, Илларион.
На основе полученных карточек ученики должны, самостоятельно проанализировав их смысл, сами разделиться на 3 группы по темам: 1) Древнерусский город, 2) Древнерусская литература, 3) Древнерусская архитектура.
III этап. Работа в группах.
Каждой группе собранные карточки необходимо разбить по парам:
I группа – Кремль – дружинники; Слобода – ремесленники; Посад – купцы.
II группа – Былина – Боян; “Повесть временных лет” – Нестор, “Слово о законе и благодати” – Илларион.
III группа – отметить архитектурные детали на схеме древнерусского храма.
Выбранные группой ученики рассказывают о выполнении предложенного задания. Схема древнерусского храма имеется у каждой группы, и остальные контролируют правильность выполнения задания.
Православный храм. Найдите элементы храма на изображении, укажите, каким цифрам соответствуют буквы:
а) апсид – алтарный выступ храма, ориентированный на восток;
б) купол – верхняя часть храма;
в) закомары – полукруглое или килевидное завершение наружной части стен храма;
г) аркатурный пояс – ряд декоративных ложных арочек, расположенных на фасаде здания;
д) портал – вход в храм;
е) столпы – внутренние опоры свода храма;
ж) неф – часть храма, вытянутая с запада на восток помещения и ограниченная с одной или обеих сторон рядом столбов;
з) барабан – часть храма, несущая купол;
и) лопатки – вертикальные выступы на стене здания, храма;
к) алтарь – восточная часть храма, отделенная от остальных помещений иконостасом;
л) иконостас – перегородка, отделявшая в православных храмах алтарную часть интерьера здания.
IV этап. Работа групп с историческими источниками.
I группа – Берестяная грамота. Вопрос: Что вы можете сказать об отношениях между людьми и источнике, из которого вы почерпнули знания?
“А въ сю неделю цьтъ до мьнъ зъла имеши, оже еси къ мъне нь приходилъ. А язъ тя есм(ь и)мела, акы брать собе. Ци оуже ти есмь задела сълюци, а тобе, веде, яко есть не годьнъ. Аже бы ти годьнъ, то из оцью бы ся вытьрьго притьель…”
Перевод: “Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась, как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под (людских) глаз и пришел…”
Что вы можете рассказать об отношениях между людьми и об источнике, из которого вы почерпнули эти знания?
II группа – Статья 41 “Русской правды”. На городском рынке. Вопрос: что о жизни древнерусского города можно рассказать, побывав на городском рынке?
Аже за кобылу (60) кун, а за вол гривна, а за корову 40 кун, а за третьяку 30 кун за лоньщину полгривны, за теля 5 кун, а за свинью 5 кун, а за порося ногата, за воцю 5 кун, за боран ногата, а за жеребець, аже не все дано на нь, гривна кун, за жеребя 6 ногат; а за коровие молоко 6 ногатъ, то ти уроци смердом, оже платять князю продажю.
Примечания: Третьяк – двухгодовалое животное; лоньщина – годовалое животное; теля – теленок, уроци (уроки) – возмещение убытка (в отличие от продажи в пользу князя).
Перевод: За украденную кобылу платить 60 кун, за вола – гривну, за корову – 40 кун, за третьяка – 30 кун, за лоньщину – полгривны, за теленка – 5 кун, за свинью – 5 кун, за поросенка – 5 кун, за овцу – 5 кун, за барана – ногату, за необъезженного жеребца – гривну денег, за жеребенка – 6 ногат, а за коровье молоко – 6 ногат; таковы уроки смердам, которые платят князю продажу.
Что о жизни древнерусского города можно рассказать, побывав на городском рынке (исходя из статьи “Русской правды”)?
III группа – Фрагменты из летописи о княжеских церковных владениях.
Вопрос: что вы можете сказать о значении каменного церковного строительства на Руси?
Выбранные группой ученики после обсуждения в группе выступают перед классом, отвечая на вопрос к тексту документа.
Фрагменты из летописи о княжеских и церковных владениях, разорении половцами принадлежащих им городов и сел
987 г. Князь Владимир, крестив Русь, “повелел строить церкви и ставить по местам, где стояли кумиры, и поставил церковь св.Василья на холме, где стоял кумир Перуна и прочих (языческих богов)… и начал ставить по градам (другие) церкви и попов, и людей на крещенье приводить по всем городам и селам…”
996 г. После освящения церкви св.Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал: “даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть (доходов), и, написав (в грамоте) клятву (об этом), положил ее в церкви со словами: если кто это (повеление) нарушит, да будет проклят…”
1037 г. “Заложил (князь) Ярослав (в Киеве) город великий с Золотыми воротами и церковь митрополичью св.Софии, а после того церковь на Золотых воротах св.Богородицы Благовещенья, затем монастыри св.Георгия и св.Ирины, и при них начала вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы (монахи) начали умножаться, и монастыри стали строиться… и другие церкви он ставил по градам (другим) местам, поставляя в них попов и давая им от имения своего доходы”.
1086 г. Князь Ярополк “десятину давал св.Богородице от всего своего имения повсегодно…”
1089 г. “В этом году освящена была церковь св.Михаила (Переяславского) Ефремом митрополитом… и (он) устроил ее великими постройками, украсил ее всякою красотою, церковными сосудами. Этот Ефрем воздвиг (в Переяславле (много) других) зданий, окончив церковь св.Михаила, заложил (еще) церковь св.Андрея около церкви от ворот, и строенье банное (каменное), чего не было прежде на Руси, и город заложил каменный”.
1096 г. Митрополит Ефрем дал Суздальскому монастырю церковь св.Дмитрия и с селами. 1096 г. Князь Мстислав после похода распустил (свою) дружину по селам.
Рассказать о каменном церковном строительстве на Руси и его значении в политической, экономической, культурной жизни.
V этап. Работа с изображением памятников древнерусской культуры с помощью диапроектора.
Используемые диапозитивы: Берестяная грамота, древнерусская книга, древнерусский храм.
Каждая группа по очереди описывает и рассказывает о представленных изображениях.
Софья ФЕДОРОВА,
учитель истории
Дмитров,
Московская область
Комментарии