И общее, и специальное образование находятся сегодня на этапе модернизации. И хотя мы гордимся достижениями отечественной специальной школы, понятно, что и она должна отвечать на вызов времени. По каким же направлениям ей развиваться дальше? На этот вопрос согласился ответить академик, директор Института коррекционной педагогики РАО Николай МАЛОФЕЕВ.
– Среди основных векторов модернизации системы специального образования – раннее выявление и ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о первых годах и даже месяцах жизни. Это самый важный период, когда организм ребенка, его психика наиболее пластичны, и педагогическое и психологическое вмешательство дает здесь наибольший эффект, предупреждая появление многих вторичных недостатков социальной природы. Во-вторых, мама в отпуске имеет возможность активно заниматься ребенком. Но, чтобы подключить родителей, им надо дать специальную подготовку, и наш институт располагает методической базой и учебной литературой, рассчитанной именно на родителей. Сегодня в России создано немало центров ранней помощи, наш институт партнерствует с большинством из них, на базе института действует Федеральный центр ранней помощи, который занимается разработкой методического обеспечения, работой с родителями, практическим консультированием.
– Но, наверное, необходимо учить не только родителей, но также и педагогов, работающих с этими детьми?
-Да, и это еще одно важное направление модернизации специального образования – повышение квалификации и переподготовка кадров. Если в области подготовки кадров для специальной школы дело обстоит относительно благополучно, то учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования – все те, кому, возможно, придется работать и с «особыми» детьми, интегрированными в общий поток, не имеют соответствующих знаний. Важно организовать их переподготовку. Сегодня такая работа ведется и в Академии повышения квалификации Министерства образования и науки, и в региональных ИПКРО, и в ряде педвузов. Например, успешно в этом направлении работает Университет РАО, возглавляемый академиком М.Н.Берулавой. УРАО успешно готовит специалистов для работы с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. Спрос на кадры, способные успешно работать в условиях интеграции/инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья, будет расти, и регионам необходимо планомерно решать этот вопрос. Кстати, одним из доступных и эффективных каналов получения специалистами современной, разнообразной и полезной информации является постоянно пополняемый сайт нашего института – http://ikprao.ru/.
– Можете ли вы выделить третье направление, которое также представляется сегодня важным?
– Это, на мой взгляд, интеграция, или, как сегодня говорят, инклюзивное обучение – включение ребенка в общий школьный поток. Не будем сейчас вступать в полемику, говоря о его плюсах и минусах. Напомним, это вектор образовательной политики государства, это ведущая тенденция в области помощи детям с ограниченными возможностями здоровья во всех развитых странах мира. Реализация этой политики предполагает прежде всего свободный доступ к информации об интегрированном обучении, необходимой как для родителей таких детей, так и для педагогов, призванных обучать этих детей в новых условиях. По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации наш институт в прошлом году подготовил мультимедийную информационную систему объемом в 4 Гб (если перевести на печатные страницы, то их получится порядка 3,5 тысячи). Эта система содержит исчерпывающий объем сведений о детях с ограниченными возможностями здоровья, включает их подробную характеристику, классические научные тексты, ссылки на хрестоматии по данной проблеме, специальные видеоматериалы. Во-вторых, в ней дана характеристика ныне действующей системы с указанием всех составляющих ее учреждений образования и здравоохранения, куда мог бы обратиться родитель, если у ребенка есть проблемы. И, наконец, дана характеристика существующих сегодня в нашей стране форм интегрированного обучения, его нормативно-правового обеспечения, имеется приложение со списком научно-методической литературы. Все это в равной степени полезно специалистам – дефектологам, педагогам всех направлений, логопедам, социальным работникам, родителям, студентам, преподавателям высшей школы.
Комментарии