Николай НИКАНДРОВ, президент Российской академии образования: – В прошлом году основные исследования академии проводились в рамках утвержденной Правительством РФ Программы фундаментальных исследований. Переход на этот новый для нас способ планирования и соответственно отчетности был непростым. Фактически помимо повышения ответственности он означал и необходимость оптимального соотношения между планированием снизу, то есть учета предложений самих институтов и исследователей, и планированием сверху, когда в основу положены реальные интересы системы образования и всех ее составляющих.
Недавно по предложению Министерства образования и науки РФ было проведено заседание президиума академии, где обсуждался вопрос о более четкой координации наших исследований с теми проблемами, которые решает министерство. Но работа эта еще не завершена, а в полном объеме она никогда не может завершиться. Ведь система образования и особенно школа развиваются очень динамично, приоритеты в определенной мере меняются. Для того чтобы школа на самом деле стала «Нашей новой школой» в соответствии с инициативой президента страны, вместе нам надо сделать очень много.
2010 год объявлен Годом учителя. И среди поручений правительства есть то, что прямо обращено к РАО и потребует больших усилий. Речь идет о проведении силами академии анализа качества подготовки школьников по всем учебным предметам, а также о необходимости представить в Минобрнауки России рекомендации по обновлению программ повышения квалификации и переподготовки учителей. Я считаю совершенно необходимым разработать стратегию развития академии на ближайшие годы во всех основных ее составляющих – кадры, структура, приоритеты и система финансирования, исследовательские программы, развитие основных средств, использование собственности и так далее. Теперь у нас для этого есть все основания. Самое главное – есть утвержденные правительством среднесрочные и долгосрочные планы развития и страны, и фундаментальных исследований на государственном уровне. Считаю, что основы стратегии развития РАО, связанной с более широкими планами развития страны и науки в целом, могут быть разработаны в течение 2010 года.
Что касается конкретных планов научных исследований, то специально отмечу, что нам придется продолжить и в основном завершить работы, которые окажут долговременное и, хотелось бы думать, позитивное влияние на всю российскую систему образования. Речь идет о стандартах общего образования для всех ступеней школы, о роли академии в проведении эксперимента по введению курса основ религиозных культур и светской этики и о работе по обновлению педагогического образования. Все это тем более непросто, что выделяемые средства сейчас по понятным причинам стали намного меньше, чем те, на которые мы могли рассчитывать раньше.
Становится все более понятным, что при всей важности проблем собственно образования оно все же часть, хотя и весьма значимая, более широкой системы социализации. Соответственно и успехи в образовательной области во многом зависят от того, насколько скоординированно работают все институты социализации. Уже в начале 2000-х годов в академии был разработан проект национальной программы воспитания, он был тогда в основном поддержан правительством. Работа эта не прекращалась, но приоритеты менялись. Полагаю, что ее нужно продолжить и в разумное время завершить с учетом современных реалий.
Комментарии