Уважаемые читатели «Учительской газеты»! Дорогие педагоги! На днях мы отметили любимый всеми праздник – День учителя. Продолжая праздничную неделю, хочу поделиться с вами историей, настоящим и видением будущего Российской академии образования, которой 6 октября исполнилось 80 лет. Символично, что этот юбилей мы отмечаем в объявленный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Год педагога и наставника. Его проведение еще раз свидетельствует о важности, вечности, исторической ценности педагогического труда, который, без преувеличения, созидает будущее нашей Родины – великой России с ее тысячелетней историей и богатыми духовно-нравственными традициями, передающимися через века, от поколения к поколению разными способами, один из которых – мудрое, выверенное слово педагога, наполняющее душу воспитанника светом доброты и гуманизма. У каждого из нас свой запечатленный в памяти образ учителя и наставника, одного или нескольких из миллионов подвижников отечественного просвещения, ежедневно входящих в классы и аудитории. Благодаря их самоотверженному труду вырастали многие поколения достойных граждан нашей страны. Такая важная работа, безусловно, требует постоянного внимания и заботы со стороны государства, действенного научного обоснования и методической поддержки. Именно для воплощения этого в жизнь была создана 80 лет назад Академия педагогических наук РСФСР, ставшая сегодня Российской академией образования. Не будет преувеличением сказать, что труды ученых – членов Академии педагогических наук, правопреемницей которой является РАО, во многом определили облик современного образования в нашей стране.
Из истории РАО
Постановление Совнаркома РСФСР об организации Академии педагогических наук было опубликовано 13 октября 1943 года в «Учительской газете» и в газете «Правда».
В 1943 году, когда стратегическая инициатива в Великой Отечественной войне оказалась в руках Красной армии и стало понятно, что в послевоенном устройстве мира СССР будет играть важную роль, государственная власть большое внимание уделяла школе, обучению и воспитанию молодого поколения. Среди ее важнейших решений – создание Академии педагогических наук РСФСР, первым президентом которой стал народный комиссар просвещения Владимир Петрович Потемкин.
С самых первых дней своего существования академия соединила в своей деятельности фундаментальные исследования и прикладное применение их результатов. Основными ее задачами были названы научная разработка вопросов педагогики, психологии и школьной гигиены, подготовка в аспирантуре и докторантуре научно-педагогических кадров.
В марте 1944 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил состав действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук. В него вошли не только профессора и выдающиеся педагогические деятели, но и академики Академии наук СССР – филолог-славист и историк Николай Севастьянович Державин, доктор филологических наук Сергей Петрович Обнорский, доктор исторических наук Анна Михайловна Панкратова, писатель, лауреат Сталинской премии Алексей Николаевич Толстой, доктор филологических наук Лев Владимирович Щерба, а также два члена-корреспондента «Большой академии» – доктор физико-математических наук Александр Яковлевич Хи́нчин и доктор филологических наук Николай Константинович Дмитриев. Действительным членом Академии наук СССР был и президент АПН В.П.Потемкин.
«Насколько нам известно, – сказал В.П.Потемкин на научной сессии АПН РСФСР 10 сентября 1945 года, – ни в одной стране мира нет такого государственного научно-исследовательского учреждения, которое бы объединяло в себе наиболее выдающихся представителей педагогической науки, опиралось бы на передовую педагогическую общественность и призвано было бы оказывать помощь правительству в научной разработке вопросов народного образования».
В ведение академии перешли три института Наркомпроса, которые были преобразованы в Научно-исследовательский институт методов обучения, Научно-исследовательский институт психологии, Научно-исследовательский институт дефектологии. Был создан Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики. В состав академии также вошли Музей по народному образованию и Государственная библиотека по народному образованию.
Исследования, начатые институтами АПН, сыграли решающую роль в развитии советской педагогики, организации народного просвещения в стране. И сегодня академия на новом этапе своего развития помнит о тех, кто способствовал созданию нашего сообщества, верно служа все эти годы благому делу воспитания новых поколений.
К июню 1944 года подготовлен первый план работы академии. Он предусматривал разработку и обоснование вопросов всеобуча, исследование проблем детской и педагогической, общей и военной психологии, социальной педагогики.
Одной из главных задач академии в ее первом уставе названо «содействие развитию народного образования в стране и распространение педагогических знаний в народе».
Постепенно с учетом запросов практики совершенствовалась структура академии. В 1944 году в составе академии организован Научно-исследовательский институт школьной гигиены, в 1946 году в состав академии вошел созданный на базе Центрального дома художественного воспитания Институт художественного воспитания, в 1949 году – Институт национальных школ.
При Президиуме АПН РСФСР организованы бюро по изучению иностранного опыта и отдел филиалов и кафедр, который координировал научные исследования в области педагогических наук в университетах и педагогических институтах. Так шаг за шагом академия превращалась в ведущий научно-педагогический центр нашей страны.
Научные лаборатории академических институтов решали задачи, диктуемые практикой отечественного образования. В 1940‑1950‑е годы ученые АПН Михаил Николаевич Скаткин, Борис Петрович Есипов, Сергей Григорьевич Шаповаленко и другие внесли большой вклад в разработку теории содержания образования, построения учебных планов и программ общеобразовательной школы. В 1945 году журнал «Советская педагогика» опубликовал статью М.Н.Скаткина «Наука и учебный предмет», в которой были изложены взгляды на принципы отбора материала науки в учебный предмет. Вот лишь одна цитата ученого: «Учебный предмет должен дать знания основ наук, достаточные для целей общего образования – для формирования мировоззрения, для подготовки к успешному продолжению образования в высшей школе, для самообразования и практической деятельности».
На основе трудов выдающихся ученых академии в те годы стали рождаться научные школы, ставшие прочной основой подготовки специалистов высшей квалификации, посвятивших свою жизнь развитию общего образования в нашей стране. И сегодня заложенные в те далекие годы идеи и достигнутые научные результаты активно развиваются в трудах третьего, а порой четвертого поколения ученых-последователей.
Вместе с Академией наук АПН сосредоточила усилия на разработке содержания среднего образования. В результате большой работы произошло полное обновление содержания образования в отечественной школе. Оно было приведено в соответствие с достижениями науки, техники и культуры. Учебная деятельность и практическая подготовка приобрели глубину. Учебные курсы стали более системными.
Большое значение для повышения статуса академии имело ее преобразование в Академию педагогических наук СССР в 1966 году. Главным направлением деятельности академии стало обеспечение перехода школы на всеобщее и обязательное десятилетнее обучение. Деятельность научно-исследовательских институтов сконцентрировалась на обеспечении фундаментальности общего образования. Возросло участие АПН в международной научной жизни.
Во второй половине 1960‑х годов в академии было 11 научно-исследовательских институтов, 9 экспериментальных школ, Государственная библиотека по народному образованию имени К.Д.Ушинского, Научно-педагогический архив. В январе 1969 года в академии был создан Институт повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педвузов, в августе того же года – издательство «Педагогика».
Академия расширила круг издаваемых журналов педагогической и психологической направленности. Их тираж составлял десятки тысяч. Слово ученых академии доходило практически до каждой школы Советского Союза. Многотысячными тиражами стали издаваться популярные книги и брошюры, на страницах которых ведущие ученые АПН рассказывали учителям о достижениях педагогической науки.
В начале 1970‑х годов главным направлением работы академии стало обеспечение перехода школы на всеобщее обязательное десятилетнее обучение. Ученые АПН сосредоточили свои усилия на совершенствовании учебных программ, переход на которые должен был завершиться к середине десятилетия, а к началу 1980‑х годов планировалось определить единый уровень общего среднего образования, отразив его в типовых учебных планах и программах. И сегодня со всей очевидностью следует сказать, что в те годы академия сделала немало ценного в области теории и практики содержания образования, создания новых учебных программ для школы.
Работа ученых давала мощный импульс развитию педагогической теории, ориентированной на практику. Труды и научная деятельность Василия Васильевича Давыдова, Даниила Борисовича Эльконина, Леонида Владимировича Занкова и сегодня выступают ярким примером сочетания глубокой научной проработки фундаментальных проблем педагогики и психологии со своевременным внедрением новых идей в практику школьного обучения.
Ученые академии прекрасно осознавали, что отечественная школа – это не только современное содержание образования, но и воспитание ученика, его нравственный рост и развитие. Вспомним члена-корреспондента АПН СССР Василия Александровича Сухомлинского. Многие ученые академии внесли большой вклад в теорию и практику воспитания: Иван Фомич Свадковский, Иван Сергеевич Марьенко, Ольга Сергеевна Богданова и многие-многие другие. В академии был создан Институт теории и методов воспитания, который возглавлял Виктор Михайлович Коротов. Всей стране были известны глубокие и содержательные труды Льва Юльевича Гордина, Бориса Тимофеевича Лихачева. Имена многих других бережно хранятся в нашей памяти. Идеи этих ученых и сегодня помогают нам в созидании отечественной школы.
Академия педагогических наук СССР в этот период продолжала выполнять свою главную миссию – аккумулировать передовые научные идеи и разработки, направленные на совершенствование системы общего образования. Ученые АПН налаживали сотрудничество с учителями-новаторами, внедрявшими новые, порой уникальные методы обучения и воспитания. И не только с ними – в те годы академия, ее институты активно отвечали на вопросы практики, возникавшие во время интенсивного роста школ по всей стране. С Камчатки и Дальнего Востока, из Сибири и европейской части – со всех точек Советского Союза стекались идеи, передовой опыт школьной практики, который возвращался в школы страны новыми методиками, подходами к обучению и воспитанию молодого поколения.
К 1990 году в системе Академии педагогических наук были заняты 4300 человек. В состав академии входило 20 научно-исследовательских институтов (часть из них с филиалами) в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма-Ате, Томске. В ведении академии находилось 17 экспериментальных учебных заведений (свыше 11 тысяч учащихся и около тысячи учителей). По планам Академии педагогических наук работали около 700 учителей-экспериментаторов и более тысячи базовых школ.
В первой половине 1992 года на базе учреждений АПН СССР начала работу Российская академия образования. Она продолжала выполнять функции, возложенные на нее российской властью. Несмотря на сложное время коренной перестройки всей системы образования России, в академии были продолжены фундаментальные и практико-ориентированные исследования.
В начале 90‑х годов благодаря учителям и ученым отечественная школа оказалась одним из наиболее сильных и стабильных социальных институтов нашего общества. Пройдя сквозь потрясения, она сохранила прочный предметно-методический и нравственный стержень, на котором держится наше общее образование и сегодня.
По-прежнему основное внимание в деятельности ученых уделялось вопросам содержания образования. Академия принимала деятельное участие в разработке всех поколений образовательных стандартов. Отзываясь на изменения в отечественном образовании, остро чувствуя новые социальные потребности, ученые активно проводили работу в области возрастной физиологии и дефектологии, школьной гигиены, охраны здоровья подростков, нормирования физических нагрузок.
В первые годы нового тысячелетия академией достигнуты важные результаты – учеными определены условия и механизмы обеспечения психологической безопасности человека, проведен эксперимент по профильному обучению, разработана научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования». В эти годы появилась концепция модели непрерывного образования. Это было время важнейших дискуссий, значение которых мы явственно ощущаем и сегодня.
В годы масштабных реформ академической науки сохранить Российскую академию образования как самостоятельную единицу было важным и дальновидным решением руководства нашей страны. И это сделать удалось.
РАО сегодня
Сегодня РАО – ключевой профильный, экспертный, научно-методический и прогностический центр. Академия объединяет более 300 ученых и экспертов в области наук об образовании, 14 центров с научными лабораториями, 46 научных центров в российских регионах на базе ведущих университетов и 37 инновационных площадок в образовательных организациях.
В составе РАО работает крупнейшая в Европе педагогическая библиотека – информационный центр «Библиотека имени К.Д.Ушинского» (основана в 1925 году, располагается в историческом здании в центре Москвы). Ее фонд насчитывает около 1,7 миллиона изданий, среди которых литература по педагогике, психологии, дефектологии – всему спектру наук об образовании – на русском языке и 39 языках народов мира. Гордость библиотеки – уникальное собрание редких книг: почти 7 тысяч изданий, в том числе вышедших в XVI-XVII веках и являющихся памятниками истории книгопечатания и культуры.
Сегодня информационный центр совмещает библиотечную, аналитическую и просветительскую деятельность.
В этом году вместе с Ушинкой мы начали важный проект – открыли электронную библиотеку отечественных учебников. На новом ресурсе представлены претерпевшие не одну авторскую редакцию и переиздание дореволюционные, а также лучшие советские и российские учебники и методические пособия по всему спектру школьных предметов. Бесплатно воспользоваться возможностями библиотеки смогут учителя, ученики, родители – все, кому интересны эти материалы.
Мы видим свою задачу в том, чтобы предоставить педагогам, учащимся и их семьям максимальный выбор востребованных и эффективных, хорошо зарекомендовавших себя методик, дать самый короткий и удобный путь к ним. Поэтому наша электронная библиотека содержит не только лучшие учебники прошлого, прежде всего советского периода, но и методические материалы.
В библиотеке уже представлены и доступны бесплатно более 30 изданий, среди которых учебники русского языка для начальной школы М.Л.Закожурниковой, арифметики Е.С.Березанской (1935), геометрии А.П. Киселева (издание 60‑х гг.), учебники физики К.Д.Краевича (1869) и множество других прекрасных учебных и методических пособий.
Онлайн-ресурс доступен на сайте Библиотеки имени К.Д.Ушинского, входящей в структуру РАО (https://sbooks.gnpbu.ru/).
В ближайших планах специалистов – представить пользователям ресурса грамматику русского языка Л.В.Щербы, а также учебники А.Д.Галахова, Ф.П.Коровкина, Д.Э.Розенталя и многие другие книги: создание электронной библиотеки учебников прошлого – это регулярная кропотливая работа по подбору и оцифровке, совершенствованию аппарата поиска и навигации, поэтому на протяжении еще нескольких лет портал будет пополняться новыми пособиями.
Создание электронной библиотеки отечественных учебников – часть комплексного проекта Российской академии образования по сохранению и популяризации трудов отечественных учителей и ученых, запущенного в Год педагога и наставника, 200‑летия со дня рождения К.Д.Ушинского и 80‑летия РАО.
Уважаемые коллеги, мы гордимся нашим наследием, не только сохраняем его лучшие традиции, но и смотрим в будущее, развивая приоритетные для нашей страны направления.
Сегодня академия работает в таких приоритетных областях, как исследование особенностей развития современного школьника и студента, трансформация высшего педагогического образования, совершенствование методик преподавания и научно-методическая поддержка педагогов, поддержка молодых ученых, просветительская деятельность.
Академией ведется очень много исследований, и я хочу остановиться на нескольких интересных из них.
Ученые РАО провели большое исследование организации наставничества в нашей стране, в котором приняли участие более 4300 педагогов из всех федеральных округов нашей страны. Подавляющее большинство из них (более 83%) ответили, что участвуют в той или иной форме наставнической деятельности. Многие из них (75%) указали, что испытывают потребность в повышении квалификации по организации наставничества.
Эти результаты легли в основу разработанной учеными РАО Концепции развития наставничества в Российской Федерации. Изначально этот документ должен был затрагивать вопросы наставничества только в сфере образования, но, когда началась работа, наши ученые увидели, что разрабатываемые принципы применимы для всех отраслей, ведь основной смысл наставничества – передача нравственного опыта.
Мы определили принципы наставнической деятельности, посмотрели, какие вызовы стоят перед современным наставником, чем он отличается от коуча и какими качествами должен обладать человек, который хочет быть наставником.
В концепции определены цели и миссия наставника, механизм осуществления наставничества и его формы. Например, мы говорим о реверсивной форме, когда молодые специалисты обучают своих старших коллег работе, например, с новыми цифровыми технологиями.
Концепция доступна на сайте академии, и ее могут использовать в прикладной работе образовательные и любые другие организации, возрождающие и развивающие в своей структуре наставническую деятельность. При подготовке этого документа мы изучили огромный опыт и традиции отечественного наставничества. Здесь важно понимать, что традиции – это то, на что мы опираемся в своей каждодневной работе, а новации требуют серьезного осмысления, научной проверки.
Напомню, учеными РАО также подготовлены Примерная программа воспитания в высшей школе, а также методические рекомендации к ней. Программа содержит основополагающие подходы к организации воспитательного процесса в вузе. Она включает вариативные и инвариантные модули. Среди последних в том числе деятельность студенческих объединений, студенческое самоуправление, профориентационная и социально-значимая деятельность, ну и, конечно, наставничество. Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей – это безусловный приоритет при реализации воспитательной работы.
Одно из наших главных научно-исследовательских направлений сегодня – это масштабные исследования, направленные на создание психологического портрета современного российского ребенка, подростка и молодого человека на протяжении всего периода обучения – от школы до вуза. Возрастные особенности когнитивных, эмоциональных, личностных и других черт школьников и студентов находятся в центре внимания исследователей РАО. Особенно важно, что изучаются те индивидуальные психологические ресурсы, которые позволяют нашим детям и молодым людям конструктивно преодолевать сложности в развитии и обучении! Исследований такой научной значимости и четкой практической ориентации не проводилось в нашей стране уже более 50 лет. В ходе реализации ряда проектов уже получены уникальные «большие данные» о психологических особенностях (в том числе и о траекториях их развития) современных детей и молодежи, которые имеют большое значение для организации эффективного обучения, а также для развития системы психологической поддержки обучающихся на разных этапах обучения.
Буквально несколько недель назад произошло еще одно важное событие. На юбилейном заседании Международной ассоциации академий наук, посвященном ее 30‑летию, Российская академия образования стала полноправным членом ассоциации. РАО – единственная отраслевая академия в составе МААН. На том же заседании было принято решение и об организации Совета по образованию МААН, созданного по инициативе РАО. Вместе с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова мы будем координировать работу этого совета. В его состав уже вошли несколько стран. Эта структура поможет объединить потенциал ведущих мировых научных центров, сблизить подходы в целях развития образовательных систем стран – участниц ассоциации на основе выверенных научных знаний.
14 ноября 2023 года на площадке Российской академии образования состоится первое заседание научного совета, на котором будут обсуждены вопросы повышения качества научных исследований в сфере наук об образовании.
Можно долго говорить о том, что сделано за эти восемь десятилетий учеными академии на благо отечественной школы и просвещения. Сегодня наша историческая миссия, основанная на многолетних традициях и взгляде в будущее, – служение Детству, Учителю, Педагогу, Наставнику молодежи. Именно в этом академия видит сегодня свою главную, можно без преувеличения сказать историческую, роль. Работа на страну, на каждую школу и вуз, каждого учителя и ученика – в этом залог современного развития нашей академии – Российской академии образования.
Благодарю за помощь в подготовке материала ведущего аналитика Центра развития образования РАО доктора педагогических наук А.В.Овчинникова.
Ольга ВАСИЛЬЕВА, президент Российской академии образования
Комментарии