search
main
0

Рано кричать «физкульт-ура». Каждый третий спортзал в сельских школах нуждается в ремонте

Значимая часть сельских школ в России все еще не имеет качественных спортивных залов, спортивного оборудования и открытых площадок для занятий физкультурой. К такому выводу пришли участники круглого стола «Реконструкция спортивных залов в сельских школах», который провели 28 июля в Москве эксперты Общероссийского народного фронта. В дискуссии приняли участие активисты ОНФ, представители Госдумы, Минобрнауки России, региональных органов власти.

«Реконструкция спортзалов – это не просто приведение в порядок части школьного хозяйства. Это важная составляющая большой работы по созданию на селе условий для развития физкультуры и спорта, пропаганде и распространению здорового образа жизни. Ведь хороший школьный спортзал на селе – это центр притяжения не только для школьников, но и для молодежи, уже окончившей школу. Его значение трудно переоценить в условиях, когда молодежи предлагается столько далеко не безобидных соблазнов», – открыла встречу руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.

Она отметила, что на создание в сельской местности условий для занятий физкультурой и спортом из федерального бюджета за 2014‑2016 годы в рамках госпрограммы «Развитие образования» были выделены субсидии в общей сложности на сумму более 5 млрд рублей.

Эти средства были направлены на ремонт спортивных залов, оснащение школ спортивным инвентарем и оборудованием, развитие школьных спортклубов, строительство открытых плоскостных спортивных сооружений на территории школ. Все это должно увеличить количество учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время.

По данным Минобрнауки, в 2014 году в программе участвовали 2958 сельских школ, а в 2015‑м – 1676. Благодаря данной программе, отметила Духанина, в регионах было отремонтировано 2423 спортивных зала, создано 2785 школьных спортивных клуба, было построено и оборудовано 911 открытых спортплощадок на территории общеобразовательных организаций.

Усилиями активистов ОНФ и Российского союза сельской молодежи был проведен мониторинг состояния спортзалов школ, участвующих в программе государственного субсидирования. Активисты проверили 351 сельскую школу в 41 регионе и оценили эффективность расходования средств на создание условий для занятий физкультурой и спортом.

Исследование показало, что спортивные залы есть практически во всех сельских школах (98,4%). При этом в отличном состоянии находится менее четверти спортзалов – 23,6%. В хорошем состоянии меньше половины – 42,5%, в удовлетворительном – 12,5%, нуждаются в капитальном ремонте 15,4%, в текущем – 6%.

Мониторинг показал, что косметический ремонт проводился в 44,4% спортивных залов, а капитальный – в 51%. Ремонт вообще не проводился в 4,6% школ.

Что касается спортинвентаря, то всем необходимым для занятий детей физкультурой располагают только 40,7% школ. В половине школ (50,4%) спорт­ин­вен­тарь находится в удовлетворительном состоянии, а в 8,8% учреждений его и вовсе не оказалось. 16,2% школ из числа осмотренных решают проблему спортзалов путем перепрофилирования подходящих аудиторий.

«Таким образом, каждый третий спортзал в сельской школе нуждается в ремонте или оборудовании», – констатировала Духанина.

Абсолютное большинство осмотренных школ имеют открытую площадку для занятий физкультурой и спортом (89,5%). Но важно качество этих площадок и оборудования: недопустимо, чтобы школьной спортплощадкой считалась заросшая травой лужайка, а спортивным оборудованием – ржавые турники, указывают активисты ОНФ. Гимнастический городок есть только в половине проверенных учреждений (49%), футбольное поле – в 77,2%, тренажерные устройства – в 34,5% школ.

В качестве положительных примеров выполнения программы были названы образовательные организации Красноярского края, Ленинградской, Белгородской, Мурманской областей. Ряд существенных недостатков отмечен в проверенных школах Удмуртской Республики, Тюменской, Рязанской, Воронежской, Ивановской областей. Примером как положительного результата, так и характерных недостатков может служить Калужская область, где в реализации программы участвовали 26 образовательных организаций. Благодаря проделанной работе здесь в среднем на 12% увеличилось число ребят, занимающихся физкультурой и спортом во внеурочное время. Но при этом, например, в школе поселка Бабынино из-за недобросовестности строителей покрытие пола в спортзале выполнено некачественно. А в деревне Кривское из-за просчетов в проектировании вытяжная вентиляция раздевалок и душевых комнат не справляется с нагрузкой.

Притом что регионы традиционно жалуются на отсутствие финансирования, некоторые из них парадоксальным образом и вовсе отказываются от субсидий. Например, от субсидий отказалась Тюменская область, однако мониторинг ОНФ выявил, что со школьными спортзалами в этом регионе все обстоит далеко не благополучно.

Также участники обсуждения отметили, что выделенные в рамках госпрограммы средства были использованы не в полном объеме. В 2014 и 2015 годах остались невостребованными соответственно более 75,8 млн и 25,5 млн рублей. Одна из причин этого – поздние сроки получения федеральных субсидий регионами, в результате чего они не успевают реализовать выделенные средства до конца финансового года. В том числе из-за этого 19 субъектов РФ в текущем году все еще не приступили к реализации программ. «Необходимо создать режим, при котором регионы смогут эффективно реализовать программу в достаточные для этого сроки», – считает Любовь Духанина.

Руководитель проекта «Детский спорт», депутат Госдумы Ирина Роднина согласилась, что эта проблема требует решения. Она также указала на то, что бюджетные средства тратятся, как правило, на косметический ремонт спортзалов. Тогда как их целевое назначение – реконструкция и капитальный ремонт. В ходе реконструкции спортивного комплекса сельской школы необходимо идти дальше, приближать его к уровню новых школьных проектов, считает она. Также Ирина Роднина обратила внимание, что теперь программа реконструкции спортивных залов в школах будет планироваться не на один, а на три года, что позволить более качественно прорабатывать механизм расходов государственных субсидий.

Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Александр Страдзе со своей стороны привел факты неэффективного расходования бюджетных средств. Он отметил, что у ряда регионов остаются значительные неиспользованные средства, больше всего у Красноярского края – 4,1 млн рублей и у Сахалинской области – 4,3 млн рублей. «Наличие такой экономии означает завышенную изначальную стоимость, а значит, неверное планирование закупок. Думаю, что это еще один повод привлечь общественность к вопросам государственных и муниципальных закупок», – высказал мнение представитель Минобрнауки.

Председатель Комитета по строительству спортивных сооружений Ассоциации предприятий спортивной индустрии Евгений Лохмановский отметил, что эффективности расходования бюджетных средств будет способствовать применение типовых проектов при строительстве и реконструкции школьных спортзалов.

В ходе круглого стола состоялось прямое включение активиста ОНФ из Бурятии, который попросил помочь школе в удаленном поселении Куморское эвенкийское в Северо-Байкальском районе республики, где спортзал находится в плачевном состоянии. Любовь Духанина попросила представителей Министерства образования взять ситуацию в этой школе на особый контроль и пообещала, что ОНФ также будет следить за учебным заведением.

Подводя итог дискуссии, участники круглого стола отметили, что необходим еще более активный общественный контроль над реализацией программы реконструкции спортивных залов сельских школ. Одним из механизмов более качественного оснащения сельских спортзалов могла бы стать централизованная закупка спортивного оборудования. По мнению экспертов, необходимо выработать единые подходы к разработке технической документации для школьных спортзалов.

«Этот проект напрямую влияет на качество жизни на селе. С помощью наших активистов во всех субъектах РФ мы будем и дальше внимательно следить за его ходом. Рассчитываем, что регионы максимально справятся с поставленными в программе задачами, и к новому учебному году дети получат обновленные спортзалы и спортплощадки», – подвела итог обсуждению Любовь Духанина.

Игорь ВЕТРОВ, по материалам фонда «Национальные ресурсы образования»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте