Ранняя помощь (early intervention, дословно – «раннее вмешательство») как практика оказания междисциплинарной помощи ребенку и семье начала интенсивно развиваться в 70-90-е годы прошлого столетия во многих странах мира. В 1995 году на базе Психолого-медико-социального центра Северного округа города Москвы была открыта первая служба ранней помощи, а в 2006 году Департамент образования города Москвы принял Положения о службе ранней помощи и лекотеке в системе образования. Согласно этим положениям раннюю помощь могли получать дети с первых месяцев жизни до момента поступления в детский сад или школу. Менее чем за 10 лет существования московской системы ранней помощи дошкольное образование стало более доступным для детей с инвалидностью, также обозначилась острая потребность в развитии инклюзивного образования.
В августе 2016 года Правительством РФ было принято решение от 31.08.2016 №1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года», что положило начало новому витку развития ранней помощи в Москве, в том числе в системе образования. Концепция основана на обобщении опыта многих субъектов РФ и предусматривает комплекс мер по обеспечению детей и их семей доступными, бесплатными и качественными услугами.Современная модель ранней помощи семейно-центрирована, то есть предполагает непосредственное участие семьи в процессе диагностики ребенка, составления, реализации индивидуальной программы помощи и оценки ее эффективности. Важнейшая особенность модели – реализация индивидуальной программы ранней помощи в естественных для ребенка жизненных ситуациях, подразумевающих типичные для здоровых сверстников ситуации повседневной жизни дома и вне дома. Например, просыпание, умывание, одевание, завтрак, подготовка к прогулке, посещение магазина. Ключевая деятельность специалистов, реализующих семейно-центрированную модель ранней помощи, заключается в консультировании и обучении членов семьи позитивному стилю и техникам взаимодействия с ребенком.Целевая группа ранней помощи – дети от рождения до трех лет с ограничениями жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья и установленной инвалидностью, а также дети группы риска.В Городском психолого-педагогическом центре города Москвы в 2015 году были открыты 11 служб ранней помощи, планируется открытие еще двух – в территориальных отделениях «Зеленоградское» и «Митино». Для научно-методического обеспечения сети подразделений, оказывающих раннюю помощь в столичной системе образования, на базе центра организовано повышение квалификации для педагогов, разработана технология дистанционного сопровождения семей.Команда специалистов Службы ранней помощи (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) составляет индивидуальную программу помощи сопровождения ребенка и его семьи. В службе проводятся индивидуальные, мини-групповые и групповые занятия, консультации, а также тренинги для родителей, все это поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка. При такой поддержке обеспечиваются оптимальные условия развития малышей и сохранения семей. В 2015-2016 учебном году помощь в службах ранней помощи ГППЦ получили 215 детей, из которых 77 имели инвалидность и 51 – ограниченные возможности здоровья.Для выявления рисков развития ребенка всем москвичам предоставлена возможность прохождения скрининга психомоторного развития ребенка на сайте ГППЦ (RCDI KID). Это обследование детей раннего возраста, которое позволяет выявить факторы риска или проблемы в поведении и развитии. Скрининг дополняет действующую программу профилактических медицинских осмотров. За прошедший год данной возможностью воспользовались 525 семей, все родители получили консультацию по результатам скрининга и более половины стали получать постоянную помощь в ГППЦ.Александр КАЗЬМИН, методист территориального отделения «Войковское» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы
Комментарии