Почему же пьесы Виктора Розова “Ее друзья” и “В день свадьбы” (только что состоялась премьера одноименного спектакля) приглянулись МХАТу имени М.Горького? Ответ на этот вопрос скорее всего нужно искать в недрах той идеологии, которую исповедуют театр и его художественный руководитель Татьяна Доронина. Эта идеология, как известно, ретроспективна. Ларчик тут стараниями прежде всего Татьяны Васильевны открывается просто – все, что было в советском искусстве и, в частности, в драматургии, прекрасно и замечательно. Там, по ее мнению, было то, чего так недостает нам сегодня, – спасительной доброты, героических подвигов, нравственного совершенства.
Спорить с Татьяной Васильевной бессмысленно. Потому, что она, конечно же, права. Да, все, о чем говорит Т.Доронина, действительно было в нашем искусстве – и доброта, и подвиги, и совершенство многих театральных постановок (вспомним хотя бы спектакль “Три сестры” 1940 года, решенный во МХАТе имени М.Горького В.И.Немировичем-Данченко как “стремление к лучшей жизни”). Были прекрасные актеры и режиссеры, великие и неповторимые. Однако в одном сегодняшний МХАТ имени М.Горького и его художественный руководитель, по-моему, заблуждаются. В навязчивом и страстном желании утвердить мысль о том, что тогда, в пятидесятые, послевоенные, мы жили лучше и чище, чем сегодня, и что люди тогда были лучше, чем сегодня. Но представим, что так и было. Было! Но зачем же обращаться к слабой и беспомощной (потому, что она невероятно схематична. – В.Е.) драматургии, чтобы показать величие народа, его славное прошлое, о которых так печется Т.Доронина?
Как правило, наиболее удачные постановки при советской власти – это то, что взято из классического репертуара. А что есть торжество советской драматургии? Трилогия о Ленине Н.Погодина, “Бронепоезд 14-69” Вс.Иванова, “Любовь Яровая” К.Тренева, “Память” или “Крылья”А.Корнейчука?.. Увы, здесь нет шедевров. Есть посильная дань времени.
Кстати сказать, в репертуаре сегодняшнего МХАТа имени М.Горького есть прекрасные спектакли (наша газета уже писала об этом, не будем повторяться – В.Е.). Замечу только, что, как ни странно, это все та же незаменимая классика. И вдруг – “Ее друзья”. О том, как прекрасные дети и взрослые спасают прекрасную девочку. И вдруг – “В день свадьбы”. О том, как “провинциальная девушка отказалась от счастья и дала свободу любимому ради него самого”. Поставлен вопрос: “А возможна ли ныне такая любовь?” Театр знает ответ: “Нет, такую любовь в наше время не встретишь!” И вот этот ход для меня, например, совершенно неприемлем. Стоит ли проговаривать прописную истину – любовь относится к категориям Вечности, а не только ко времени наших с вами пятидесятых-шестидесятых годов.
Премьера спектакля “В день свадьбы” – очень тревожный сигнал. Абсолютизировать идеалы прошлой жизни, сознательно не замечая проблем настоящего, может являться признаком какого-то творческого кризиса, стагнации внутри театрального коллектива. А может быть, и исчерпанности творческого потенциала коллектива или его художественного руководителя… Во всяком случае, очень настораживает, смущает и пугает то обстоятельство, что режиссеру спектаклей “Ее друзья” и “В день свадьбы” народному артисту России В.Ускову Татьяна Васильевна Доронина предложила к постановке еще одну раннюю пьесу В.Розова – “В поисках радости”. А что дальше?
Валерий ЕРМОЛОВ
Комментарии