О раннем развитии детей говорить невероятно модно. Таким образом, рождается иллюзия, что родители хотят дать ребенку нечто большее: перспективное будущее, качественное образование, уверенность. Для этого подходят разные методики: черно-белые картинки, на которые все груднички смотрят внимательно, будто что-то понимают; карточки со слогами – мамы и бабушки напоминают заведенные пластинки, которые пытаются вложить в детские головы то, что туда пока еще в силу возрастных особенностей не уместится; кубики Зайцева как помощь в обучении чтению – обычно ребятишки пытаются сделать из них постройку, но уж точно не читать с первого знакомства с буквами.
Я как мама троих детей проходила разные стадии отношения к раннему развитию. Поначалу хотелось попробовать вместе с малышом все и сразу, а уже к третьему ребенку я остепенилась. Это было связано с тем, что я столкнулась с пришедшим вдруг ощущением, что все дети, даже рожденные в одной семье, разные. Один к году едва-едва научается ходить, другой к этому времени носится по площадке. Один долго ест протертую пищу и пользуется поильником, а у брата или сестренки на повестке дня еда – непротертое мясо, и пьет малыш уже из чашки. О чем это я? А о том, о чем так или иначе рассказывают опытные педиатры, психологи и педагоги. В первый год жизни ребенок проходит колоссальный путь развития – от беспомощного младенца до прямоходящего маленького человека. За этот год, как правило, малыш учится сидеть и ходить, у него утраивается вес, начинается агуканье и предговорение, появляются молочные зубы… Впихнуть в эту программу развития ребенка еще что-то эдакое, значит, перегрузить, нарушить природное и опередить время. Куда важнее поддерживать ребенка в здоровом состоянии, гулять с малышом как можно больше и отладить режим дня с дневным сном и правильным питанием.
Значит ли это, что ребенка не надо развивать? Делать это бездумно, следуя примеру мамочек с площадки, где молодые женщины любят пообсуждать, кто, что и как именно из детей уже освоил, – наверное, нет. Следовать за интересом малыша, делать или покупать игрушки по возрасту, помогать совершенствовать мелкую моторику, учить ползать и поддерживать в стремлении сделать первые шаги – безусловно. Это как раз не о раннем развитии, а об осознанном родительстве, когда значимые для ребенка взрослые – мама, папа, бабушка или дедушка – не торопят время, а чутко прислушиваются к ребенку и улавливают то, что происходит в его жизни, постоянно общаются с ним. Малыш начал удерживать взгляд на предмете – появляется мобиль над кроваткой. Откликнулся на музыку – пусть звучит мелодия или кто-то из близких напевает ему простые песенки. Научился делать ладушки – теперь можно и фонарики освоить.
Еще один момент всегда удивлял меня в разговорах о детях до трех лет. Он касается питания и подгузников. Отчего-то считается, что только грудное вскармливание – это правильно и хорошо. Наверное, это так, если не приносит невыносимых мук маме и возможно для нее. Хорошо, если после года ребенку надевают подгузник только на сон, но так случается не всегда. Замечено, что мальчикам освоиться с горшком бывает сложнее, и мокрые штанишки – это вопрос родительского внимания и поддержки ребенка. Как правило, дети, несмотря на напряжение молодых родителей, справляются с этой задачей к двум с половиной – трем годам. Так что излишними переживаниями можно себя не тревожить.
Что же по-настоящему важным мне кажется в теме раннего развития ребенка? Первое и основное – это целеполагание. Если прислушиваемся и помогаем малышу в первый год жизни, то это об осознанном родительстве. Если ставим целью воспитать вундеркинда, который рано пойдет, будет закаленным и зачитает в полтора, то это о суперраннем развитии малыша и, возможно, его перегрузке. Задумайтесь, слышали ли вы хоть раз о счастливом взрослом, выросшем из вундеркинда? Много ли таких?
Можно сколько угодно рассуждать о раннем развитии, но бывает и совершенно обратная ситуация. Малыш в положенный срок не повернулся на бочок и не перевернулся на животик. Он очень расслаблен или, наоборот, напряжен без меры. Не держит головку или не удерживает взгляд… Вариантов очень много, и разных. В данном случае важно не развивать ребенка, а осознанно просить помощи у специалистов. Не секрет, что получить раннюю диагностику в провинциальных городах невероятно сложно. Но, как нередко говорят специалисты, важно определиться с особенностью малыша как можно скорее, чтобы помощь и поддержку он получал с первых месяцев жизни. И в этом случае теория осознанного родительства – это способ не отчаяться, а дать своему ребенку то, что необходимо для его развития в данный конкретный момент. Важно не закрывать глаза на странности и непонятности, не ждать, что малыш, как любит повторять старшее поколение, перерастет, а своевременно запросить и получить совет и помощь эксперта. Нередко взгляд опытного врача и его рекомендации задают верный вектор движения если не к исцелению, то к грамотной коррекции.
А раннее, не сказать суперраннее, развитие – это во многом маркетинговый ход, который помогает вытягивать из родителей немалые суммы. Тут и траты на интерактивные игрушки, развивающие коврики, дорогие занятия в центрах. Раннее развитие – это еще и оценивание ребенка, а не безусловное его принятие, к сожалению. Поэтому так важно нынешним родителям выбрать развитие малыша в его собственном темпе, а не бездумно следовать за модными течениями.
Мария ГОЛУБЕВА, фото автора
Слово эксперта
Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ, психолог, публицист, педагог, о раннем развитии детей:
«…Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в нежном возрасте, – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечен».
«…Не стремитесь «занять» ребенка – пусть поскучает, помечтает, пусть не спеша понаблюдает за муравьем или покидает камешки в пруд. Это не баловство, не пустое времяпрепровождение – это таинство развития».
«…Взрослые, которые усиленно развивают ребенка, похожи на Карлсона, посадившего семечко. Он все время его раскапывал, чтобы посмотреть: не проросло ли?»
«…Лучший вклад в будущее ребенка не тридцать три развивающих группы и спортивных секции, а просто большой объем разнообразного и живого общения со всеми членами семьи, в котором сами взрослые проявляют эмоциональную зрелость, внимание к чувствам – своим и окружающих».
«…Не развивающие методики, а отношения с родителями дают детям лучший старт в жизни».
«…Озабоченность «развитием» дает ребенку понять, что сам он не так уж нужен, важны его успехи».
«…Вместо того чтобы просто почитать ему сказку, поиграть в то, во что он сам захочет, порисовать вместе смешные картинки, испечь пирог, повозиться с цветами, они усаживают ребенка перед собой и «приступают к занятиям». И сердятся, что он отвлекается, не хочет, ноет. Все это очень грустно, потому что идет против естественных задач развития в этом возрасте, обедняет малыша и совсем не способствует его лучшей учебе в будущем».
Комментарии