search
main
0

Рамки поведения, поступков, действий Тема “Нормы жизни в обществе”. Урок-практикум. 5-й класс

На доске.
Новые понятия.
Норма
Мораль
Норма морали
Норма права
Ответственность
Проблемное задание.
Что было бы, если бы исчезли на Земле нормы жизни?
Оборудование к занятию: 1. Иллюстрации к разным сказкам. 2. Творческие работы детей: сочинения, рисунки. 3. Материал для тренингового занятия в форме “аквариума”.
Цель: сообщить учащимся о нормах поведения в обществе и ответственности за свои действия и поступки, о соотношении норм морали и норм права.
Задачи: научить учеников соотносить понятия “норма права” и “норма морали”.
Положить начало выработке иммунитета к нарушению норм жизни в обществе. Научить отличать моральное от аморального.
Подвести учащихся к выводу, что от поведения каждого человека в обществе зависит счастье всех людей.
I. Сегодня у нас второе занятие по теме “Нормы жизни в обществе” – урок-практикум. Раньше мы говорили о том, как надо себя вести; что можно делать, а что делать нельзя. На первом занятии по этой теме вы узнали много новых понятий (перечислить). Сегодня мы закрепим эти понятия и решим проблемное задание.
II. Домашнее задание:
1. Подготовить пословицы, поговорки о лжи, зависти, жадности.
2. Нарисовать и рассказать о герое сказки, который нарушал нормы морали в сказочном обществе.
3. Написать не менее 5 норм поведения в обществе, где бы вы хотели жить.
4. Оформить общий “Свод норм жизни в счастливом обществе” (по группам).
III. Проверка домашнего задания.
Опрос-соревнование “Кто верно назовет?”
Ученики делятся на две команды с целью проверки новых понятий по теме. Команды по очереди отвечают на следующие вопросы:
1) Что такое норма поведения в обществе?
2) Что такое мораль?
3) Что такое норма морали?
4) Привести примеры норм морали в обществе.
5) Что такое моральная ответственность? Привести пример.
6) Что такое норма права?
7) Привести примеры норм права в обществе.
8) Что такое правовая ответственность? Привести пример.
После опроса выбранное жюри определяет правильность, четкость ответов команд и по количеству набранных баллов – победителя.
Я говорю, что участники обеих команд хорошо знают основные понятия по теме, но одна из них отвечала более уверенно и верно.
Подвожу детей к выводу, что без знания основных норм жизни в обществе трудно будет научиться отличать моральное от аморального.

Игра-беседа “Сказочный герой и нормы морали”
Ученики рассматривают на доске иллюстрации к сказкам, рисунки ребят. Выбирают себе сказочного героя из предложенных или своего и рассказывают о нарушенных им нормах морали и к чему это нарушение его привело. Ребята с увлечением выполняют это задание.
Далее предлагаю ребятам назвать сказочных героев, которые никогда не нарушали норм жизни в сказочном обществе.
Ученики приходят к выводу, что таких героев больше. Они согласны с тем, что во всех сказках высмеиваются ложь, зависть, жадность, как самые отвратительные пороки.

Игра-соревнование “Кто больше знает?”
Сейчас мы рассмотрим, как нарушение самых распространенных норм морали может привести к нарушению норм права. Ребята называют известные им нормы: “не лги”, “не завидуй”, “не жадничай”.
Впервые ребята о них узнали из сказок, пословиц, поговорок.
Ученики называют пословицы, поговорки, зачитывают высказывания известных людей из раздела “В мире мудрых мыслей” учебника “Граждановедение”. Знакомятся учащиеся в разделе “Прочтите и подумайте” со статьями о телефонном терроризме, статьями УК РФ о заведомо ложном сообщении об акте терроризма.
Ребята приходят к выводу, что нарушение норм морали может привести к нарушению норм права и следующей за этим ответственностью.
IV. Тренинговое занятие в форме “аквариум” под названием “Свод норм жизни в счастливом обществе”.
Ребята выбирают “членов парламента”, которые должны будут обсудить и принять предложенный от групп “общий свод норм жизни в счастливом обществе”.
После обсуждения члены парламента зачитывают общий “Свод…”. Исходя из принятого свода, ребята поняли, что счастье всех людей зависит от норм поведения каждого человека.
V. Подведение итогов.
1. Что нового узнали о нормах поведения в обществе?
2. Что было бы, если бы нормы жизни исчезли на Земле?
3. Понравилось ли детям проведенное занятие?
Называются все ученики, которые активно участвовали в обсуждении поставленных вопросов. Все ребята получили за работу только оценки “отлично” и “хорошо”.

Людмила КУХАРЕНКО,
учитель граждановедения школы N 36
Тверь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте