В сложившейся ситуации в мире и стране дистанционное обучение становится неотъемлемой частью нашей жизни. Мы понимаем, что у него есть недостатки, но хотим сохранить высокий уровень качества образования. Осуществление образовательного процесса в электронном пространстве предоставляет учителю новые педагогические и технологические ресурсы.
Одним из важнейших факторов дистанционного обучения является возможность расширения рамок урока. Так как учащиеся не могут сравнить свои достижения с успехами других детей, ведь они будто заперты в собственном компьютерном пространстве, единственным критерием успешности является результат оценивания учителем. И здесь нам помогают социальные сети и различные онлайн-ресурсы. Ребенку важна развернутая характеристика его ответа, и учитель, следуя этой потребности, сознательно переходит в сетевое пространство и дает детям задания в различных приложениях для продолжения диалога. Выходя в Сеть, учитель преследует две главные задачи: во-первых, он переходит в пространство, которое знакомо учащимся, в котором они живут, и устанавливает свои правила на их территории, а во-вторых, он помогает формировать культуру общения в Интернете, направляет детскую энергию на их собственное развитие.
Например, учитель английского языка всегда общается с учениками на изучаемом языке во время урока, а благодаря дистанционному обучению рамки урока раздвигаются, и иноязычный диалог продолжается в письменном или устном виде в мессенджерах, по телефону или в социальных сетях. К примеру, ученик не до конца понял тему, которую объясняли на уроке, и не успел задать вопрос во время занятия. В таком случае ему придется связаться с учителем через сообщения дневника или мессенджеры, продолжая общение на английском языке. При этом значительная роль в диалоге принадлежит именно ребенку, так как он продолжает изучать язык вне урока. Ему нужно правильно сформулировать предложение, вспомнить и активно применить все грамматические конструкции и категории.
В старших классах учащиеся пишут большое количество сочинений. В процессе электронного обучения у них возникает необходимость создавать файлы. Выполнение письменных заданий в такой форме позволяет учителю написать развернутый комментарий в самом файле с указанием критериев, ошибок и четкого направления, в котором учащемуся нужно продвигаться. Это, безусловно, развивает прикладные компетенции школьников.
Заучивание новых слов – большая проблема для многих учащихся. Электронные приложения – удобный инструмент, позволяющий успешно решать эту задачу, сохраняя и развивая учебную мотивацию. Учитель создает свои карточки и учебные модули, а учащиеся в игровой форме заучивают весь материал, после чего учителю будет доступен полный отчет по каждому учащемуся: сколько времени ученик провел в приложении, какой процент слов и выражений он запомнил, а также сводная таблица всего класса.
Решение проблемы недостатка времени урока, которое можно использовать для развития устной речи обучающихся, состоит в использовании функции голосовых сообщений, имеющейся в большинстве мессенджеров и электронных социальных сетей. Педагог дает учащимся задание высказать свое мнение на какую-то тему, просит их записать голосовое сообщение и опубликовать. При этом обязательно нужно уточнить, сколько времени у них есть, чтобы отправить голосовое сообщение: школьники должны говорить спонтанно, а не зачитывать заранее записанный текст.
Таким образом, электронное обучение может быть полезным в развитии языковых компетенций в условиях, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям, развивать учебную мотивацию. При этом создается возможность реализовывать действительно индивидуальные образовательные траектории обучения школьников.
Наталия БОГОЛЮБОВА, учитель английского языка измайловской школы №1508
Комментарии