В 1875 году Иван Мичурин создал опытно-гибридизационный питомник в Тамбовской губернии, он всю жизнь выводил новые сорта плодово-ягодных культур. Иван Владимирович утверждал, что мы не можем ждать милостей от природы, задача человека в том, чтобы взять их у нее. Эту мысль Мичурин высказал, рассуждая о селекции, стремясь помочь природе ускорить естественный отбор. В 1932 году форпосту южных рубежей России городу-крепости и городу-саду Козлову было присвоено имя Мичуринск, а в 2003 году статус этого населенного пункта перешел в разряд наукограда. В Мичуринске поражает воображение близнец московского храма Христа Спасителя. Архитектор Тон по аналогичному проекту построил пять храмов в России. Из них четыре были взорваны. А мичуринский, краснокирпичной кладки, с небольшими крестами, соразмерными общей пропорции, уцелел. Московский восстанавливали, согласовывая реконструктивные проекты с наглядным образцом.
Экскурс по историческим местам известного с 1635 года города – любимое занятие директора Мичуринского лицея-интерната Валентина Самусенко. Он ценит то, что здесь живы по сей день купеческие особняки в стиле русского модерна, что его ученики с воодушевлением рассказывают о творческом пути своего земляка Александра Герасимова, чей дом-музей хранит шедевры классика изобразительного искусства, а знаменитая терраса все также омыта дождем.
Да, выпускники лицея радуют своего директора, из шаловливых умниц и умников они вырастают в исследователей в самых разных областях и становятся успешными людьми. Валентин Николаевич приветствует любые их устремления, только к своей родной химии он немного ревнует и выявляет достойных считаться знатоком предмета под скрупулезным контролем.
Мичуринский лицей родился в 1989 году на базе интерната №1. За долгие годы из него выросло то образовательное учреждение, которое начальник Управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева называет центром социокультурного развития и подчеркивает, что этот оригинальный просвещенческий институт, генерирующий научный потенциал для решения практических задач школы, оказывает немалое влияние на модернизацию образования региона.
В Мичуринском лицее учителя, работающие в начальной школе, знакомятся с уровнем требований педагогов среднего звена, согласуют с ними программы, методики, приоритетные обучающие и развивающие цели. Педагоги, принимающие класс в среднем звене, за год до этого начинают посещать уроки в начальной школе, знакомятся с будущими учениками, обмениваются опытом с учителями начальных классов как узкие специалисты. Ежегодно отслеживается качество знаний при переходе из 3-го в 5-й класс по предметам, и таким образом закладывается фундамент, на котором будет возводиться система знаний, необходимых для следующей школьной ступени. Результаты анализируются и обсуждаются на совместных заседаниях кафедр начальных классов и различных предметных циклов. Вскрываются причины выявленных недочетов, разрабатываются способы их устранения.
Профильная направленность в пятом классе еще не проявляется. Но уже в этот период можно создать все условия, в которых врожденная склонность ребенка реализуется максимально.
Для этого уже в начальной школе осуществляется первая дифференциация класса на подгруппы А, В, С для занятий английским языком в зависимости от способностей ученика, особенности дикции, склонности к изучению языка. Для того чтобы создать детям возможность всестороннего развития и в то же время избежать лишних перегрузок, используется режим школы полного дня. После прогулки, обеда и послеобеденного сна во второй половине дня проводятся занятия хореографией, изобразительным искусством, гувернерские занятия по английскому языку. Это позволяет создать среду для разных видов одаренности.
Выпуск начальной школы распределяется по двум параллельным пятым классам по уровню интеллектуального развития, а затем в каждом классе формируются две подгруппы в зависимости от способностей и склонностей ребят.
Дифференциация по параллелям рождает потребность в дифференциации требований. В лицее каждую оценку по традиционной пятибалльной оценочной системе разделили на десять единиц. В лицее оценка «пять» преобразована в 55 баллов.
«5» соответствует интервал от 46 до 55, от 36 до 45 – это «4», от 26 до 35 – «3», от 16 до 25 – «2», ну а то, что ниже 15, именуется колом. Валентин Самусенко считает, что правильную оценку знаний ученика можно определить в пределах от 10 до 55 баллов.
Потребность в творческом подходе к предмету исходит от самого учителя. Разработка учебных пособий учителями-практиками в дополнение к учебникам, рекомендованным Минобрнауки России, позволяет здесь рационально подходить к учебному времени.
В лицее создали специальную форму внеклассного обучения английскому языку детей младшего возраста, используя для этого вторую половину дня и делая акцент на обучение общению. Оно происходит более успешно в естественных ситуациях. Новизна опыта заключается в переносе знаний на практику, так как режимные моменты второй половины дня: время прогулки, обеда, подготовки к дневному отдыху, занятия по интересам – это и есть те естественные ситуации, в рамках которых организуется речевое общение. Учителя английского языка называют гувернером. Правда, он отличается от традиционного, так как работает не с одним-двумя детьми, а с группой. Здесь выбрали этот термин, так как бытовые условия начальной школы лицея приближены к домашним.
При помощи автоматизированной системы обучения, разработанной лицеем, проводится мониторинг. Она позволяет создавать модули предоставления информации, а также тесты открытой и закрытой формы. Для каждого модуля задается время его работы, индивидуально для каждого ученика, что облегчает планирование времени урока. Система позволяет создавать уроки из готовых модулей, причем для их формирования имеется возможность выбора модулей по любой дисциплине и классу, индивидуально для каждого. Она предусматривает возможность установки допустимого количества ошибок, при котором результат все равно будет оценен. Полученные данные сохраняются, что позволяет их отслеживать на протяжении длительного временного интервала. Результаты работы обучающегося отображаются в виде графиков, где для каждого этапа работы представлена оценка, степень ее достоверности и процент затраченного на выполнение задания времени. Кроме того, представленная система позволяет определить рейтинг воспитанников по данному предмету.
Мичурин мечтал вырастить необыкновенный плод: неприхотливый к природным условиям, обладающий необычайно приятным вкусом и способный утолить любой голод. «Такой ли уж он утопист?» – поневоле задумаешься, глядя, как юные мичуринцы с упоением вгрызаются в сочную мякоть яблока познания.
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Мичуринск, Тамбовская область
Чтобы получить 55 баллов, нужно потрудиться
В лицейском интернате учатся…
…и отдыхают
Комментарии