search
main
0

Районный совет – новая форма государственно-общественного управления

​Сегодня много разговоров о том, что жители должны определять тактику и стратегию образовательной политики. Но как конкретно можно это сделать, если сегодня практические рычаги общественно-государственного управления более или менее пока отработаны исключительно в образовательных учреждениях, создавших управляющие, попечительские и иные советы? Ответы на этот вопрос сегодня предлагают жители различных районов Северного округа.

Идея создания Совета по образованию ненова, но сегодня она приобретает особую актуальность и значимость. Это связано прежде всего с процессами открытости, коллегиальности в принятии решений, усилением общественного контроля и взаимодействия с различными структурами, органами исполнительной власти на местах, депутатским корпусом, родительской общественностью, представителями различных общественных организаций. Все эти процессы уже стали неотъемлемой частью нашей жизни, востребованы гражданами и отвечают их запросам.К такой модели, как управляющий совет школы, мы привыкаем, отрабатываем те или иные направления, формы его деятельности. А что если совет будет создан и на уровне района как орган сообщества жителей района, заинтересованных в развитии образования? Вполне вероятно, что такой общественный совет даст возможность для решения самых сложных проблем на качественно новом уровне, позволит семьям стать реальными и полноправными участниками образовательного процесса.Совет по образованию в районе может стать важным механизмом решения стратегических задач образования. На основе идей совета может быть сформирована программа развития образования в районе, авторами и участниками реализации которой станут сами жители.Для нас, управленцев, особенно важно, чтобы население своевременно получало полную и достоверную информацию обо всем, что сегодня происходит в школах и детских садах, имело возможность активно участвовать в принятии важных, порой судьбоносных решений в образовании и воспитании своих детей, выступало защитником их прав на качественное образование, проводило общественный контроль, проявляло заинтересованность в развитии образовательной среды района. Именно поэтому идею формирования таких советов активно обсуждают на территориях районов САО совместно с родительской общественностью, представителями управ и муниципальных образований, на сайтах и форумах образовательных учреждений и управляющих советов. От того, как будут формироваться, работать советы по образованию на территории районов, какие вопросы смогут решать, зависит перспектива развития не только самих районов, но и округа в целом.Мы считаем, что советы должны стать поистине демократической формой народного волеизъявления, аккумулировать различные идеи и предложения по развитию районной системы образования, быть подотчетными прежде всего населению, нести ответственность перед сообществом родителей и жителей района, быть открытыми к постоянному диалогу и обсуждению насущных проблем образования на сайтах, в районных и даже окружных СМИ. Очень важно, чтобы работа советов не была формальной, заорганизованной, а эффективность результатов гласно оценивало сообщество самих жителей района.Круг проблем, которые могут решать советы, должен базироваться на межведомственном взаимодействии, активном участии гражданского сообщества, выработке коллегиальной позиции, а эффективность его работы можно будет оценивать по реальным изменениям, происходящим в образовании, по успехам детей, новым возможностям, которые будут им предоставлены для обучения и развития.Среди важных вопросов работы советов – развитие образовательной среды района, организация досуговой работы и занятости подростков, благоустройство территорий школьных дворов, развитие физкультуры и спорта в образовательном учреждении и на территории по месту жительства, безопасность, организация образовательных программ и многие другие. Особую важность приобретают советы в период формирования на территориях образовательных комплексов, открытия новых направлений развития школ на основе объединения ресурсов, построения новых стратегий многопрофильных учреждений, работы по повышению качества образования. Все эти и многие другие вопросы будут представлены в программе развития образования в районе, которую будет формировать и представлять на суд общественности Совет района, программе открытой, постоянно пополняемой и корректируемой, доступной для участия каждого жителя района, которую, конечно, будут формировать, исходя из интересов жителей микрорайонов, прекрасно знающих, что нужно их детям и чего сегодня не хватает на территории. При этом с предложениями жителей должны будут считаться представители администраций районов, депутаты муниципальных образований, чиновники всех ведомств, к которым в рамках выполнения программы будут обращаться представители совета. Таким образом, эффективность в решении многих вопросов будет многократно усиливаться. На основе итогов выполнения программы совета можно будет проводить серьезную аналитическую работу, причем не только управлению образования, но и другим управленческим ведомствам района, анализируя, что удалось сделать для населения, какие вопросы удалось или еще предстоит решить. Мы понимаем, что совет – общественный орган, но эффективность его влияния на принятие управленческих решений в районе может быть реальной, оправдывающей тот кредит доверия населения, который получают советы при выборе их членов.С учетом интернет-ресурсов районный Совет по образованию позволит включаться в систему общественного контроля каждому жителю района, позволит ему реально влиять на изменения в системе образования района, имеющие стратегическое значение. Сегодня особенно важно продумать механизм обратной связи, учета тех критических замечаний, которые могут поступать от населения. Поэтому при совете должны работать открытая приемная, электронный почтовый ящик, форум, дискуссионный клуб, возможны и другие формы его работы – со временем их будет больше, развитие получат наиболее востребованные.Очень важен вопрос о формах доведения информации о принятых решениях до населения. Для этого уже сейчас во всех районах создаются сайты советов. Советы предлагают жителям района стать активными участниками образовательного процесса, выступать с предложениями по усовершенствованию работы образовательных учреждений, участвовать в обсуждении перспективного развития комплексов, выходить с обращениями по вопросам, которые не удается решить на уровне школы.Главное, чтобы вопросы решались быстро и качественно, не замалчивались, не превращались в формальные отписки. Члены советов в большинстве сами родители, и они прекрасно понимают, как важно оперативное решение вопросов, которые не решаются вовремя в школе.Советы открыты, и все жители, заинтересованные в решении вопросов образования в районе, могут давать предложения по усовершенствованию его работы. Такой обмен опытом будет и между советами разных районов на дискуссионных площадках, форумах, круглых столах.Вопросы полномочий членов совета будут постоянно корректироваться и дополняться по мере появления новых актуальных проблем, требующих своевременного оперативного решения. Еще один важный вопрос при создании Совета по образованию в районе – это резерв кадров, ведь в совете могут работать и молодые заинтересованные люди, в том числе ученики, а для нас это возможный кадровый резерв управленцев завтрашнего дня.Общественный совет должен включать людей с активной жизненной позицией, которые понимают важные процессы, происходящие в образовании, готовы их разъяснять населению, формировать гражданское сообщество. Мы понимаем, что общественные советы эффективно начнут работать не сразу. Нужно время для выработки позиции, согласованности действий, формирования линий эффективного взаимодействия с разными категориями населения, но эта работа нужна жителям районов, а значит, советы районов по образованию будут развиваться. Ольга Сусакова, начальник Северного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте