search
main
0

Райком всегда открыт. В Октябрьском районе Омска знают, как управлять первичками

То, что участники X пленума Омского обкома Профсоюза работников народного образования и науки единодушно одобрили практику Октябрьского райкома по руководству первичками, не было неожиданным. Он один из самых сильных в областной организации. Пленум был посвящен предстоящим отчетам и выборам, поэтому важно было показать положительный опыт, который могли бы использовать профсоюзные лидеры в ходе подготовки и проведения этой кампании.

В районную организацию профсоюза Октябрьского округа Омска входят 73 первички, объединяющие около 4 тысяч человек. А это 94 процента от всех работающих в образовательных учреждениях округа.

В течение 18 лет райкомом руководит Алла Кузьминична Никитина. Основа кадровой политики – подбор сильных лидеров, способных обновить стратегию профсоюзного движения, обеспечить сочетание опыта ветеранов и свежих идей новичков. Из 73 председателей профкомов 12 возглавляют первички более 10 лет, впервые избраны – 6. Особая забота райкома – молодые лидеры. Для них специально выделен один день в неделю, когда можно встретиться с председателем райкома, получить необходимую консультацию. Алла Никитина в течение месяца после отчетно-выборного собрания обязательно бывает в учреждении, чтобы оказать практическую помощь.

Чтобы укрепить авторитет профсоюза, нужно замечать и поощрять активистов. Это хорошо понимают в райкоме. В течение последних трех лет более 150 человек удостоены различных наград, среди которых – знак «Почетный работник общего образования РФ», грамоты Министерства образования РФ и ЦК отраслевого профсоюза. Все председатели профкомов получают доплаты от 10 до 40 процентов ставки. Их размер закрепляется в положениях о распределении надтарифного фонда, действующих в первичках. Зная, как трудится каждый председатель, райком оказывает влияние на этот процесс через профкомы, руководителей учреждений.

О значимости учебы профактива говорить не приходится. В полной мере райком использует возможности постоянно действующего семинара обкома, а также своей районной школы профактива. «Школа» – потому, что в ней постоянный состав «учеников» (председатели профкомов) и занятия проходят ежемесячно. Руководители профсоюзных комитетов убеждены: здесь им дадут конкретные знания, на практике покажут, как их применить, проинформируют не только о делах в округе, городе, области, но и о деятельности ЦК, ФНПР. Темы семинарских занятий определяют сами слушатели.

Систему работы райкома по оказанию практической помощи первичкам можно проследить на примере изучения Трудового кодекса. Прежде всего учреждения были обеспечены текстом ТК и комментариями к нему, опубликованными в настольных книгах председателя профкома, газетах «Мой Профсоюз», «Позиция». Затем провели анкетирование среди руководителей профорганизаций и учреждений. В итоге стало понятно, какие разделы Кодекса требуют дополнительного пояснения, какие вызывают наибольшую заинтересованность, какая помощь необходима. Результаты анкетирования определили план дальнейших действий райкома. Подобрана и направлена на места литература по разделам ТК РФ «Социальное партнерство в сфере труда», «Оплата и нормирование труда», «Рабочее время и время отдыха», «Защита трудовых прав профессиональными союзами», которые в анкетах упоминались наиболее часто.

Обеспечить информацией важно. Но в райкоме еще и учат, как правильно пользоваться ею на практике. Для этого был проведен президиум «Коллективный договор – средство защиты членов профсоюза». Вопрос рассмотрен на основе изучения положения дел на местах. Итог – обобщение опыта. Материалы президиума направлены в первички, проведены практические занятия. К примеру, профком школы

№ 25 представил опыт применения колдоговора, а детский сад № 23 – Трудового кодекса по социальной защите членов профсоюза.

Кроме того, в центре внимания районного комитета – организация и проведение профсоюзных собраний, производственных совещаний, заседаний профкома в первичках. Целесообразность темы определяется подготовленной на каждый месяц памяткой. Кстати, не сразу удалось Алле Никитиной убедить руководителей образовательных учреждений предоставить профлидерам возможность на планерках и совещаниях рассказывать о профсоюзной жизни района, города. Сейчас это обычное дело.

Другой источник информации – профсоюзные стенды, которые размещены в образовательных учреждениях для всеобщего обозрения. Здесь не только планы профкома и выписки из его решений. Можно также ознакомиться с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, положением о распределении фонда доплат и надбавок. В помощь – телефоны и адреса вышестоящих профсоюзных органов, фондов социального страхования и пенсионного. Содержание стендов постоянно обновляется.

Задумываясь о выходе из профессионального союза, люди, как правило, задают себе вопрос: «Что мне дает профсоюз?» Главным образом имеется в виду материальная сторона. В Октябрьском округе знают, что к руководителю районной профорганизации Алле Никитиной можно обратиться с любой проблемой. В ее деловом лексиконе отсутствует фраза «Это не профсоюзный вопрос». В день у нее бывает до 20 коллег. Ведется книга приема. Судя по записям, люди обращаются с просьбой оказать помощь в лечении, устроить ребенка в детский сад и многими другими проблемами. Большинство вопросов находит положительное решение. В частности, 15 просвещенцам помогли с бесплатной хирургической операцией, около сотни получили талончики на медицинское обследование, учителям установлены телефоны на льготных условиях.

Многолетняя практика убедила Аллу Кузьминичну в том, что результативность работы первички зависит от системы социального партнерства. Система эта складывалась годами. В ее основе – постоянный диалог с директорами на принципах взаимного уважения. Сегодня во всех учреждениях заключены колдоговоры, где предусмотрены льготы работающим и четко очерчен круг вопросов, требующих согласования с профкомом.

Особо во всех коллективных договорах определены сроки выплаты зарплаты: первая часть – не позже 20-го числа текущего месяца, окончательный расчет – до 5-го числа месяца, следующего за отработанным. Вопрос решался очень трудно. Управление образования рекомендовало руководителям установить другие сроки – 15-е и 30-е число каждого месяца, следующего за отработанным, что, по мнению профсоюза, противоречило статье 136 ТК РФ. Алла Никитина, понимая положение руководителей в сложившейся ситуации, значительную часть переговорного процесса взяла на себя, таким образом избавив их от конфликтов с коллективами. В итоге руководители убедились, что переговоры – возможность лучше узнать социальный микроклимат, а коллективный договор – гарантия цивилизованных отношений между ними и профкомом, представляющим интересы работников.

Все руководители образовательных учреждений района – члены профсоюза и постоянные участники мероприятий, проводимых райкомом, что при отсутствии органа управления образованием в округе способствует сплочению директорского корпуса. Из 47 членов райкома 19 представляют администрацию учреждений.

И не случайно за последние два года в вышестоящие органы не поступало жалоб на нарушение социально-экономических и трудовых прав работников. Это не значит, что не возникало конфликтных ситуаций. Они были и есть, но их разрешение проходит быстро, а не превращается в бесконечную волокиту.

Авторитет профкомов в районе растет, что подтверждают итоги анкетирования 2003 года. Из 608 работников (11 школ, 13 детских садов и учреждений дополнительного образования) более 80 процентов дали высокую оценку своему профсоюзному органу, тогда как пять лет назад «пятерку» поставили чуть более половины участников опроса.

Л. АНДРЕЕВА, инструктор обкома Профсоюза работников народного образования и науки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте