search
main
0

Раиса КАССИНА, министр образования и науки Пермского края: Нам важно воспитать людей с инновационным мышлением

​Палитра системы образования Пермского края необыкновенно разнообразна – это и гуманитарные гимназии, каких вы не найдете больше нигде, и не менее удивительные техношколы, и мощные университеты, которые учат и школьников, и учителей, и еще много того, чему сюда приезжают поучиться из других регионов страны. И человеку, что стоит во главе этого бурного инновационного процесса, приходится быть всегда чуть впереди, чтобы видеть всю ситуацию и вести за собой. Заслуженный учитель России Раиса Алексеевна КАССИНА, прошедшая путь от школьного биолога до министра образования и науки Пермского края, привыкла соответствовать этим высоким требованиям.

– Раиса Алексеевна, вы сами почти 20 лет проработали в школе. Помогает ли вам это в вашей работе министра образования или, может быть, мешает?- Считаю, что однозначно помогает. Я понимаю, что нужно нашему учительству, чем живет учитель, что влияет на качество образования, остро чувствую изменения, которые необходимы нашему образованию, и могу предложить реальные пути решения многих проблем. У меня всегда были хорошие взаимоотношения с детьми, и я уверена,  что это основа для всей работы учителя. Нет взаимопонимания с учениками – не будет никакого результата.Чем мне мешает учительское прошлое? Наверное, прожив в роли учителя долгое время, трудно принимать жесткие решения по отношению к ним.- В какую сторону, по-вашему, сейчас должно идти развитие учителя? Есть ли у края свои ноу-хау в этой области?- Учитель должен учиться всю жизнь и при этом очень быстро овладевать новыми идеями и технологиями в образовании. Поэтому модель повышения его квалификации должна быть деятельностной, адресной, ориентированной на проблемы и задачи каждого учителя. Мы считаем, что такую модель в крае создали. И в основе ее – формирование человека с инновационным мышлением для инновационной экономики края. В целях создания мотивационной среды для учителей при ведущих университетах Пермского края были созданы три университетских округа: в Пермском филиале Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), в Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ) и Пермском государственном гуманитарно-педагогическом  университете (ПГГПУ). У каждого свои задачи, свой круг образовательных учреждений, объединенных общими целями. На базе НИУ ВШЭ сформирован университетско-школьный кластер. В основе идеи – организация сетевого взаимодействия педагогов по предметному принципу. Ежегодно учителя 96 школ участвуют в работе университетских кафедр, получают консультации профессоров вузов, проходят курсовую подготовку, сдают экзамен по типу единого государственного экзамена. Средний «прирост» знаний педагогов только за 1 год составляет 14%. В округ при ПГГПУ вошли инновационные школы – победители национального проекта «Образование», которые получили статус «Центр инновационного опыта» (ЦИО) и включились в процессы повышения квалификации и распространения передового педагогического опыта. Одним из результатов работы университетского округа при ПГГПУ стало поступление 15 учителей школ – членов округа, активно ведущих исследовательскую работу, в аспирантуру педагогического университета. Ежегодно список школ-ЦИО обновляется. В арсенале округа – работа по направлениям нового стандарта, разработка измерительных материалов  по метапредметным и личностным результатам, краевая олимпиада учителей начальных классов, форум молодых математиков и др.Университетский округ ПГНИУ работает со школами по теме «Метапредметные и личностные результаты общего образования». Самыми востребованными формами работы ученых-практиков стали проектно-аналитические семинары с административными командами учреждений, краевая метапредметная олимпиада для учащихся 7-9-х классов, краевой профильный лагерь «Вперед, в будущее!», разработка модулей систем оценивания и мониторинга метапредметных и личностных результатов в основной школе (смысловое чтение, совместная деятельность, аргументация, коммуникативность).Также мы видим огромный потенциал в таких формах повышения квалификации, в которых педагоги учатся, обмениваются опытом в совместной деятельности вместе со своими учениками. Могу назвать два таких примера – летняя школа по определенной тематике и метапредметная олимпиада. Считаем, что участие педагогов в конкурсах и олимпиадах – одна из эффективных форм повышения квалификации учителей. – Что вы считаете особыми приоритетами в вашей деятельности? – Во-первых, работу с кадрами, привлечение в отрасль молодых специалистов благодаря финансовым мерам поддержки. Еще отмечу, что, несмотря на завершение на федеральном уровне программы «Улучшение жилищных условий молодых учителей», в Пермском крае она продолжает свою реализацию. За период реализации программы – с 2013 года по настоящее время – ее участниками стали 219 молодых учителей, уже приобрели жилье 119 человек. Средний размер социальной выплаты на приобретение жилья в крае составляет 217 тысяч рублей.Отдельно я бы выделила стимулирование педагогических работников по результатам обучения школьников. Основным шагом в этом направлении стал эксперимент по стимулированию труда учителя на основании внешней оценки. Это и мониторинговые результаты качества образования, и участие школьников в краевых и российских предметных олимпиадах, и уровень воспитанности детей, и охват учеников питанием, и создание условий, соответствующих новому стандарту и др. Из этих показателей выстраивается рейтинг школ, и сто лучших получают дополнительные к нормативу средства за каждого успешного учащегося. Деньги идут на поощрение тех учителей, чьи учащиеся показали высокий результат. Также я считаю важным поддерживать инициативу снизу. Мы дополнительно финансируем 19 образовательных организаций, чьи  инновационные программы прошли экспертизу и одобрение экспертного совета Министерства образования и науки Пермского края, ведь результаты и эффекты инновационных процессов также влияют на социокультурное развитие Пермского края.- В регионе много успешных техношкол. Почему вы отдали предпочтение именно этому направлению образования?- Пермский край был и остается промышленным регионом, поэтому мы сделали акцент именно на подготовку со школьной скамьи будущих инженерных кадров. В связи с этим особое внимание уделяем техношколам, которые были созданы при крупнейших промышленных кластерах. К примеру, «Технополис «Новый Звездный» готовит будущих специалистов в области машиностроения, ракетного и авиационного двигателестроения. Для Техношколы (это школа №129 Перми), созданной в рамках этого кластера, открыты лаборатории, оснащенные оборудованием и материалами для роботостроения, проведения различных опытов и экспериментов. Большой популярностью пользуется школьная мастерская моделирования технообъектов, где ученики осваивают практические навыки на токарном, лазерном или фрезеровочном  станках с функцией 3D-принтера.Подобные школы сейчас действуют также при кластере «Фотоника» (школа №93 Перми) и при научно-производственном объединении «Искра» (школа №16 Перми). Таким образом, мы, основываясь на новом образовательном стандарте, системно и последовательно работаем на перспективу – готовим кадры для экономики края. – Какими эксклюзивными образовательными учреждениями гордится Пермский край и почему? – Тут можно рассказать о многих инновационных школах, но приведу лишь несколько примеров.Школа компьютерных технологий, или IT-школа (школа №10 Перми), предполагает формирование ИКТ-компетентности учащихся на трех уровнях: техническая грамотность, применение средств ИКТ личностных и профессиональных задач, создание нового – инновационная деятельность. Факультативы, спецкурсы по выбору очень разнообразны – программа «Дополненная реальность», «STEAM-проекты: наука, технология, инженерия,  арт-направление, математика», «Эконометрика. Бизнес-аналитика» и др. Они дополняют основное расписание и направлены на формирование ИКТ-компетентности. В школе современного дизайна «Точка» (школа №43 Перми) дети приобретают теоретические знания в сфере дизайна, формируют практические навыки художественно-технического проектирования. Ребята проходят такие интересные программы, как «Идея», «Мультипликация», «Основы компьютерной графики», «Свет как материал».В школе Киокушинкай (№32 Перми) предоставляются услуги дополнительного образования культурно-эстетической направленности детей-спортсменов, занимающихся киокушинкай. Партнерами школы являются Федерация киокушинкай Пермского края и специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Киокушинкай» Перми.В пермской гимназии №2, «школе Востока», одно из направлений изучения иностранных языков – языки народов Восточной Азии (китайский, японский, корейский). Преподавание ведут как носители языка, так и местные русскоязычные специалисты, имеющие соответствующую квалификацию. Гимназия является единственным сертифицированным центром по сдаче международного экзамена по японскому языку «Нихонго норёку сикэн» в Уральском и Приволжском федеральных округах. Также здесь создан Класс Конфуция – первый в России международный сертифицированный центр по изучению китайского языка и культуры, открытый на базе школы. Более того, в гимназии был открыт учебный центр «Кайдзен», который дает возможность гимназистам старших классов пройти курс обучения по основам бизнеса и технологических процессов, технологий управления производством (бережливое производство) в странах Восточной Азии и получить сертификаты, в том числе имеющие международный статус. Тем самым мы пытаемся внести свой вклад в развитие партнерских отношений России с высокотехнологичными странами мира и работаем на перспективное будущее страны. Уникальные образовательные проекты Пермского края    Проект «Я люблю математику» дает ученикам возможность использования инновационного программного продукта MakeTest, включающего тесты, задания и упражнения разного уровня сложности, и участия в конкурсах и олимпиадах по математике в разрезе целевых и тематических групп; учителям – доступ к технологии обеспечения заданного качества образования математике (через серию вебинаров, процессуально ориентированных семинаров, курсовой подготовки, индивидуальных консультаций, стажировок). Проект включает в себя специально разработанный мониторинг достижений учащихся в разрезе класса, целевой группы, индивидуальных результатов и др.), позволяет выстроить систему повышения квалификации через проблемные группы. В проекте участвуют 22 муниципалитета, 44 школы, более 9 тысяч учеников, 165 педагогов.    Олимпиада учителей «ПРОФИ-КРАЙ» создана и реализуется НИУ ВШЭ-Пермь совместно с Минобрнауки Пермского края. В рамках олимпиады проводится объективная независимая оценка предметных компетенций учителя с предоставлением индивидуальных результатов каждому учителю и обобщенных данных органам управления образованием. Как инновационная форма повышения квалификации педагогов проводится с 2008 года, ежегодно увеличивая число участников (с 339 чел. в 2008 году до 6966 чел. в 2015 году) и  количество предметов (с 1 до 8 предметов). Статус международной олимпиады с 2014 года позволил оценить ее педагогам России и стран СНГ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте