Большей части молодежи сегодня не хватает таких жизненных качеств и знаний, как психологическая и социальная готовность жить и трудиться в новых социально-экономических и политических условиях, умение строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею и быть ответственным за свой жизненный и профессиональный успех.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема социализации современного молодого человека, в том числе и профессиональная, в ходе которой происходит успешное вхождение в профессиональную социокультурную среду.
Профессиональная социализация – процесс, который включает в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями, профессиональной деятельностью, формирующиеся и развивающиеся на протяжении всей человеческой жизни.
В процессе профессиональной социализации ведущая роль принадлежит учебному учреждению, в котором происходит формирование профессионального мышления школьника и показана дальнейшая интеграция профессиональных знаний в деятельность общества.
Педагогической реальностью сегодняшнего дня становятся инновационные программы и технологии профессиональной социализации школьников. Одной из таких программ является образовательный проект «Профессиональное обучение без границ».
Целью данного проекта является ранняя профессиональная социализация лиц до 18 лет, не имеющих основного общего или среднего образования, а также школьников с ограниченными возможностями здоровья. Проект дает возможность расширить интерес к профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, потребности экономики в профессиональной и мобильной молодежи.
Обучение по проекту «Профессиональное обучение без границ» осуществляется по программам, разработанным в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по выбранным профессиям.
Обучение по всем программам проекта «Профессиональное обучение без границ» включает теоретическую и практическую подготовку по профилю трудовой деятельности. Занятия в форме практической подготовки проводятся не только в технологических лабораториях колледжа, но и на предприятиях, с которыми сотрудничает колледж.
По итогам обучения школьники сдают квалификационный экзамен, по результатам которого могут получить свидетельство о профессии рабочего, должности служащего одновременно с аттестатом об основном общем или среднем общем образовании.
Выбирать из множества профессий сложно, так как сами ребята не всегда точно понимают, из чего складывается та или иная профессиональная деятельность, имеют слабое представление о тех знаниях и умениях, которые пригодятся в ней. Для правильного выбора подросткам лучше узнать о профессии, так сказать, из первых уст: пообщаться с людьми, работающими в выбранной сфере деятельности, а также получить практический опыт.
Таким образом, профессиональная социализация школьников через форму профессионального обучения дает возможность ближе ознакомиться с выбранной профессией, увидеть свои слабые и сильные стороны в выбранной профессиональной деятельности и принять более взвешенное решение при выборе дальнейшей трудовой траектории.
Татьяна ЛОБОЙКО, педагог-организатор колледжа сферы услуг №32
Комментарии