Конец лета, начало осени. Самое время выйти в сквер или парк, поесть мороженое, вспомнить все – отпуск, теплое море, отдых, законченные и незаконченные дела, посидеть на лавочке. В один из таких вечеров я заметил двух дитятей одного возраста – им было примерно по 4-5 лет – с матерями, прошедшими мимо меня почти одновременно, практически параллельно друг другу.
Первое чадо шло тихо, спокойно, в его глазах виделись удовлетворение, достоинство. Мальчик, словно величественная птица гриф, впрочем, как и его мать, ступал по брусчатке сквера. Держался как-то по-особенному грациозно.
Второй ребенок плакал. Или продолжал тихонько плакать, или уже успокаивался, оправлялся от прошедшей по его личику бури. На щеках уже застывшие следы от горько-соленых потоков, в уголке глаза застыла капелька – слеза. Выражение лица его матери было сурово-мягким, таким, какое бывает, по моим наблюдениям, у настоящих матерей, знающих слово «материнство» и то, что за ним стоит, не понаслышке.
И тут я задумался. А должны ли радовать нас спокойствие в целом и довольное выражение лица ребенка?
Дело в том, что плач как таковой возникает по множеству разных причин, происходящих из отношений между родителем и ребенком. Естественно, существуют и ужасающие причины, например физическое и моральное унижение. Но токсичные отношения видны сразу – часто по лицам и манере общения и поведения родителей и детей.
Я хотел бы остановиться на самой, как я считаю, распространенной причине того, почему дети, находясь с родителями на прогулке, плачут и почему этот плач не должен огорчать и заставлять переживать как родителя, так и неравнодушную гражданку пожилого возраста, а, наоборот, радовать и давать надежду на будущее.
Так почему же дети плачут? Почему возникает такая эмоциональная реакция? Все просто, все сводится лишь к элементарному глаголу с частицей – не удовлетворили: не купили понравившуюся игрушку, не купили конфету, шоколадный батончик, сладкую вату, журнал, не дали поиграть в телефон, в планшет в неподходящей для этого, по мнению родителя, обстановке и так далее.
Почему родителя подобный плач должен радовать? Причину можно выразить одним глаголом – закаляет. Чем ограничения закаляют? Тем, что ребенок уже начиная с дошкольного возраста учится понимать, что любая вещь, будь то игрушка или конфета, достается, как говорится, не по щелчку пальцев и первой прихоти, а в результате какого-либо труда, усилия, пусть для начала и пустякового. Например, для того чтобы получить конструктор, чадо должно будет выучить наизусть стихотворение из восьми строк и рассказать его семье.
А «грациозных» ждет разочарование тогда, когда они столкнутся с реальностью и поймут, что им никто ничем не обязан, что для того, чтобы стать владельцем какой-то вещи, нужно работать, бороться, вертеться.
Именно поэтому радуйтесь, если ваши дети плачут, если они испытывают ограничения. Они привыкают к ним и к тому, что никто ничего им не подаст на блюдечке с голубой каемочкой по достижении совершеннолетия. Однако во всем нужно знать меру! Не стоит морить чадо голодом и заставлять учить Ветхий Завет наизусть, для того чтобы выйти на час погулять. Удачи!
Илья БУЛГИН
Комментарии