search
main
0

Радуга успеха. Что всегда сопутствует энтузиастам?

В город Радужный, или «Владимир-30», без специального пропуска не попадешь. У шлагбаума – сурового вида милиционеры с автоматами. Но минуешь этот «блокпост», настроение становится, как название городка, – радужное. Говорят, когда строители закладывали среди владимирских болот фундаменты первых секретных объектов, в небе после дождя появились сразу несколько радуг. Радужный – город маленький, всего семнадцать тысяч жителей. Валерия МАЛЬГИНА, наверное, здесь знает каждый, кто хоть как-то связан со спортом или образованием: бывший учитель биологии школы № 1, учитель года Владимирской области-2004, работает сейчас директором ДЮСШ «Кристалл».

«Кристальный» директор

Я застал Валерия Евгеньевича за телефонным разговором. Если честно, то вид у него был какой-то не директорский. Среднего роста, спортивного телосложения молодой человек в серых джинсах и простой рубашке. И я сразу понял, что «стены» между нами не будет.

Валерий Мальгин три с половиной года учился заочно во Владимирском филиале Российской академии государственной службы при Президенте России, в декабре получил диплом. После долгих раздумий решился поменять работу.

– Я ушел из общеобразовательной школы, но остался с детьми, педагогами, – рассказывает Мальгин. – Воспитательное значение физкультуры и спорта сегодня очень велико, и, возможно, моя новая работа через несколько лет выльется в диссертационное исследование. Мне бы очень хотелось, чтобы в городе больше обращали внимания на детский спорт.

По словам Валерия Евгеньевича, спортивная работа и школьная педагогика взаимосвязаны. Каждая тренировка имеет свой цикл, и без знания биологии здесь не обойтись. Нельзя не учитывать биологические ритмы – время тренировки, процесс восстановления организма после нее. Все это требует знания детской возрастной психологии и физиологии, что для Мальгина – родная стихия.

Зачем отпустили учителя?!

По апрельским лужам отправляемся в школу № 1, благо она в пяти минутах ходьбы от «Кристалла». С 1994 года здесь реализуют развивающие программы по системе Эльконина – Давыдова.

Переступив порог школы, я был крайне удивлен. Если бы вы только видели и слышали, как встречали Мальгина его бывшие ученики! Они чуть ли не хором со всех сторон радостно, как будто лет десять его не видели, кричали: «Здравствуйте, Валерий Евгеньевич!». «Вот это популярность», – подумалось мне.

– Я познакомилась с Валерием Мальгиным на областном конкурсе «Учитель года», – рассказывает директор 1-й школы Эльфия Мальчикова. – Валерий поразил меня открытостью, неподдельной любовью к детям, и я его пригласила на работу. Первый год, чтобы получить достаточную нагрузку, ему приходилось вести не только биологию и географию, но и трудовое обучение, физкультуру и даже экономику. Его уроки захватывали детей, в классе никогда не было скучающих.

– Мальгин – это вулкан энергии, универсал, – воодушевленно дополняет заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории Татьяна Дешевых. – Когда дети видят, что их любят, они согласны идти за учителем хоть на край света.

Валерий Мальгин вначале подвиг педагогов на создание команды «Что? Где? Когда?», а потом заразил этой увлекательной игрой ребят. Кстати сказать, детский коллектив Радужного – лучший во Владимирской области. Он участвует даже в кубке мира, а команда младших школьников «Макинтош» входит в десятку сильнейших команд России.

Ушел Мальгин – и в классах стали ломаться дверные ручки, замки. Раньше чуть какая поломка, учителя бежали за помощью к Валерию Евгеньевичу. Он не гнушался рабочего халата, молотка и отвертки. Сажал цветы в школьном дворе, чинил парты. Школьники и учителя до сих пор восклицают: «Зачем отпустили Валерия Евгеньевича?!»

Биология как песня

Мальгин поступил на естественно-географический факультет ВГПУ в 1993 году. Поступил без проблем, потому что до этого два с половиной года учился в заочной эколого-биологической школе на базе областного экологического лагеря «Искатель». Любовь к биологии, географии и желание продолжать образование у Мальгина выражались не только в отличной успеваемости, но даже литературно, поэтически.

Биология как песня,

мысли будет горячо

выучу тычинку, пестик

И чего-нибудь еще.

С географией, представьте,

Одолею странствий груз.

В путешествиях по карте

Без долларов обойдусь.

На четвертом курсе решил пойти работать в сельскую школу. Почему именно в сельскую?

– Знаю трудности сельской школы не понаслышке, – вспоминает биолог. – Я родился и жил в поселке Красная Горбатка Селивановского района. Мне приходилось каждый день ездить за 25 километров туда и обратно на автобусе в Переложниковскую школу. Зарплата была настолько низка, что деньги, которые я тратил на билет, превышали мою зарплату, особенно зимой. Осенью и весной, когда позволяли дороги, ездил на велосипеде. Отсюда – любовь к этому экологически безвредному транспортному средству. Через год вывозил деревенских ребят на районные олимпиады, где они дважды побеждали, а на областных входили в число призеров.

Мальгин больше семи лет отработал в Переложниковской школе и ничуть об этом не жалеет, считает, что это – хорошая закалка. На селе, хотим мы этого или нет, все равно будут работать в основном энтузиасты, преданные педагогике.

– Сначала я не хотел ехать в Радужный. Жалко было бросать сельских ребят, – продолжает Валерий Евгеньевич. – Но в городе, в отличие от села, решался жилищный вопрос. Я сразу получил однокомнатную служебную квартиру.

Педагогическую философию Мальгина можно объяснить афоризмом Декарта: «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».

– Система Эльконина – Давыдова, как известно, основана на теоретическом подходе к изучению картины мира, – рассказывает Валерий Евгеньевич. – Ребенок видит не отдельный биологический объект, а его взаимосвязь с неживыми и живыми факторами окружающей среды, прошлым, настоящим и будущим. Обладая таким мышлением, можно отслеживать биологические объекты, смотреть, как они меняются, что сегодня очень актуально в связи с резким увеличением синтетических продуктов.

В биологическом образовании до сих пор существует эмпирический подход к процессу обучения. Классификации биологических объектов составляются на основе формально-общих признаков, полученных при анализе конкретных данных. Подобные мыслительные действия представляют собой простейший способ «наведения порядка» в получаемых чувственных представлениях. Обучение же, на взгляд Мальгина, должно быть направлено не только на развитие познавательных возможностей школьников, но и на процесс становления ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. У детей должно формироваться представление о естественно-научной картине мира и Жизни как абсолютной ценности, умение сопоставлять, апробировать и применять биологические принципы и закономерности во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

– Система теоретического мышления подстегивала скрупулезно готовиться к каждому уроку, – признается Мальгин. – Нужно было разрабатывать сценарий, но очень часто во время урока дети выдвигали удивительные гипотезы, о которых я раньше даже не задумывался. Со стороны могло показаться, что мы изобретали велосипед, но таким образом ребенок самостоятельно продвигался по пути познания нового. Он придумывает инструментарий, примеряет его для оценивания биологического организма, вида, популяции и мира в целом. Пытается своим «аршином» измерить биологическую систему, чтобы ее понять. Это формирует у школьника ответственность за сделанный выбор.

Из глубин уральских руд

Мальгин увлекается велотуризмом. Представляете, даже ездит из Радужного на велосипеде в первопрестольную. Кроме этого, он влюблен в спелеологию. Совершает экспедиции на Северный и Средний Урал. Один год Мальгин был «гидом» у группы москвичей, два года – у ребят из Радужного. Что же зовет его в столь рискованные путешествия?

– Тяга дойти до сути и узнать, что там – внутри горы, – улыбается Валерий Евгеньевич. – Понять, как образуются пещеры, где необыкновенно красиво, ну и, конечно, когда углубляешься на многие сотни метров, немного страшновато. Но самое приятное – возвращение оттуда наверх. Только выйдя из пещеры, понимаешь, как прекрасно вокруг.

Путешествия в глубины «уральских руд» трогают душу и сердце и выплавляются у Мальгина в стихотворные строки, а те выливаются в песню. И Валерий Евгеньевич берет в руки гитару.

Думал я в пещерах – сыро,

Мокро, грязно и озноб.

Но, попав туда, увидел

Красок, искр круговорот.

Светлой нитью Ариадны

Меж камней бежит ручей.

Сталактиты, сталагмиты,

Сколы, россыпи камней.

– Любовь к жизни закладывается не только родителями, но и учителями, – считает Валерий Мальгин. – Для меня авторитетом был учитель биологии Николай Васильевич Ермолаев. Именно он привил мне любовь к этому предмету. Будет здорово, если кто-то из моих выпускников пойдет по моим стопам.

Михаил БОНДАРЕВ, Радужный, Владимирская область

,

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте