Октябрь уже второй год подряд приносит педагогической общественности Москвы ожидание результатов рейтинга образовательных учреждений.
Для коллектива нашей школы, родителей, выпускников октябрь 2012 года должен был стать, по нашим предварительным подсчетам, уже вторым, после 2011-го, успешным и результативным годом. В 2011 году школа стала лауреатом и грантополучателем III степени в сфере образования за 2010-2011 год, заняв достойное место в пятом десятке школ Москвы. Наши ожидания оказались не только не напрасными, но и в значительной степени ошеломляющими: по итогам 2011-2012 учебного года, значительно улучшив прошлогодние показатели, мы стали лауреатами 1-й степени, вошли в десятку (7-е место) грантополучателей, которым дипломы и гранты вручил на празднике в Государственном Кремлевском дворце мэр Москвы Сергей Собянин. На сцене Кремля мэр поздравляет директора школы – уже повод для гордости! А какие коллеги стоят рядом: физико-математические лицеи, специализированные центры образования, авторские школы – двойной повод для гордости! Само лидерство школы в так называемом топе 50 лучших школ Москвы – почет и уважение для директора, педагогов, ребят, родителей и выпускников школы, для префектуры САО, Северного окружного управления образования и для районных властей. Уже заботят мысли о грамотном и эффективном, совместно с управляющим советом, распределении денежного гранта. Но честно говоря, в отличие от предыдущего года наряду с законными чувствами радости, гордости, удовлетворения за адекватно оцененный государством наш педагогический труд (грантом московские школы награждены в Кремле в канун Дня учителя) мы сразу стали анализировать причины, позволившие коллективу школы за один год осуществить качественный скачок в результативности деятельности. Мы сразу поняли, что грамотный анализ позволит учреждению и в дальнейшем держать высокую планку в обеспечении качества образования. На наш взгляд, расширение критериев для включения школ в рейтинг в 2012 году более объективно отражает качественность и результативность образовательных учреждений. Верхние строчки рейтинга обеспечиваются двумя способами. Можно давать хорошее образование как можно большему числу учеников. Можно сосредоточиться на элитном контингенте, обеспечивая ему глубокие феноменальные знания. В любом случае главный критерий – это качество знаний, которые получает ученик. Разделяя позицию министра образования Москвы, руководителя Департамента образования Исаака Калины о том, что «лучшая школа – своя для каждого ребенка», мы в предыдущий год своей деятельности попытались соединить принципы построения «лучшей школы для ученика с душевной атмосферой», с командными принципами жизни, с принципами родительского и общественного соуправления, с принципами профессиональной педагогической ответственности перед личностью каждого ребенка, с убеждением, что каждый ребенок имеет право на высококачественное образование, – но при этом сосредоточиться и на точечной индивидуальной работе с каждым одаренным, мотивированным на особенные знания учеником. То есть мы взяли курс на гармоничное объединение массовой качественной работы с детьми и индивидуальной работы с одаренными ребятами с использованием всех возможностей особой школьной образовательной среды. Качественный скачок нашей школы в 2011-2012 учебном году, без сомнения, стал прямым следствием успешного участия школы в пилотном проекте, в переходе с ноября 2011 года на новую систему финансирования. Учеба административной команды школы в системе МИОО по переходу на НСОТ в первой пилотной группе, совместная работа над дипломным эссе (эта работа, представленная коллективом директоров САО, получила высокую оценку руководства Департамента образования), осуществление новых систем финансирования и оплаты труда – все это не только потребовало глубокой проработки новых принципов и нормативно-правовой базы, но и помогло реализовать основную задачу НСОТ: увязать высокую заработную плату педагога с конкретным личным ростом, успехом в образовании конкретного ребенка и школы в целом. Этот же самый принцип был положен управляющим советом школы в основу распределения денежного гранта по итогам 2010-2011 учебного года. Управляющий совет предложил расширить рамки гранта и включил индивидуальных спонсоров в предоставление премий лучшим ученикам школы, что получило большой общественный резонанс. Хочу выделить особую роль в создании образовательной среды и общественного статуса школы внутри социума созданного в последний год управляющего совета. Дорогие руководители московских школ! Управляющие советы – один из основных общественных рычагов, который позволяет нам реально решать задачи повышения качества образования. Осень 2011 года стала для школы очень значимой не только с точки зрения получения первого гранта, но и потому, что был завершен грандиозный общешкольный социальный проект по присвоению школе имени генерала Шарля де Голля. Этот факт явился для нас практически моментом истины, так как позволил соединить в нем и усилия по построению авторского образовательного пространства, многолетней работы по гуманитарному и международному проектированию, работы школы в качестве одного из городских и общероссийских центров по изучению французского и других европейских языков, соединению в работе школы европейских стандартов образования с российскими традициями образования, разнообразной воспитывающей деятельности, прежде всего патриотической. И эта модель нашего образовательного пространства показала свою успешность. Этот вывод, по сути, совпадает с формулировкой сертификата Института инновационных стратегий развития общего образования: «Педагогическому и ученическому коллективу – автору проекта о присвоении школе имени генерала Шарля де Голля как проектного решения, имеющего важное значение для развития города». Столичные власти, родительская, научная общественность города признали высокую эффективность и результативность школьной модели образовательного пространства. Как в этой модели реализуются разнообразные профессиональные и личностные особенности педагогов, амбиции и надежды родителей, самое главное, способности каждого ребенка? Приводит ли эта модель к успехам школы в целом? Результаты показывают, что да! Созданная в школе образовательная среда доказала свою социальную эффективность. Особенности образовательной программы нашей школы и школ округа, Москвы и Европы, с которыми мы реализуем разнообразные педагогические и социальные, учебные, международные проекты (ассоциированные школы ЮНЕСКО, школы европейского билингвального отделения, ассоциация школ Москвы по учебному проектированию, «Россия – Италия», ПРИЯ, европейское объединение театров на французском языке «Маски», школа Майевтики) вызвали потребность формирования своеобразной индивидуальной циклической модели проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся в течение учебного года. Осенние сезоны начинаются де Голлевскими чтениями, которые имеют ярко выраженный социальный политологический международный характер и совершенствуют языковые образовательные компетенции учащихся. Зимние сезоны включают в себя Ломоносовские чтения и активное участие в фестивалях Леонардо, «Открытия», «Горизонты открытий». Зимние фестивали и чтения оттачивают общенаучные и специальные научные знания и практические навыки обучающихся. В ходе зимних сезонов школьные кафедры (модель создана во второй половине 80-х годов и включает в себя кафедры естественно-математических, гуманитарных наук, начального образования, иностранных языков, воспитывающей деятельности) осуществляют научно-исследовательскую деятельность ребят, которые объединены в школьное научное общество НЕГТО (научное естественно-гуманитарное технологическое общество). Завершается цикл отчетной научно-практической межшкольной майской конференцией. Эту конференцию мы всегда посвящаем памяти подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Уже известны результаты олимпиад, конкурсов, фестивалей, независимых мониторингов. Впереди осталась только итоговая аттестация (ГИА и ЕГЭ). Поэтому на конференции мы подводим итоги профессиональной педагогической деятельности учителей, учебной и внеучебной деятельности учеников. Оценку этой деятельности школы дают представители научных, педагогических и общественных институтов, управляющий совет школы. Самый волнующий момент – предложение выпускниками нынешнего года темы научно-исследовательской и проектной работы остающейся без них школе на следующий год. Эти темы всегда имеют метапредметный и философский характер (тема 2010-2011 учебного года – «Человек мира, мир человека», тема 2011-2012 года – «Война и мир», тема 2012-2013 года – «Древо жизни»). Понятно, что может возникнуть законный вопрос о степени включенности в эту креативную деятельность педагогов и детей. Настойчивая работа в этом направлении привела к тому, что сейчас мы уже можем сказать, что в ученической среде активно включены в эту работу 35-40% обучающихся со 2-го по 11-й класс и до 60% педагогов. Эта деятельность перестала иметь штучный характер, она приближается к массовому охвату, ее результатом стала наша гордость – новые личности ученика и учителя, которые мотивированы на сотворчество, не находятся в плену знаниевой «школярской» парадигмы, подготовлены в дальнейшем к выполнению социально значимых функций. И, конечно, совершенно естественна ставшая для нас привычным инструментом работы инновационная деятельность школы, которую мы ведем почти 20 лет, исходя из потребностей района, округа, а сейчас Москвы, России и европейского образовательного пространства. Эту работу мы построили фактически в интересах семей наших школьников, развивая личностные и образовательные потребности самих ребят. Инновационная деятельность позволила нам работать с содержанием образования, со стандартами, с современными технологическими и структурными новшествами в образовании, в педагогике; расширить и углубить партнерские связи с образовательными, научными, культурными организациями Москвы, России и Европы. Мы питались от этой среды, мы питали эту среду – воспитывались в этой среде наши дети, росла личность нашего педагога! Стабильно высокие результаты олимпиад, конкурсов, итоговой аттестации (ЕГЭ и ГИА), мониторингов (с 2010 года принято принципиальное решение участвовать во всех независимых мониторингах – действенность общественного контроля!), эффективность и действенность внутришкольного контроля, высокий профессионализм и потенциал кадрового состава школы, личность выпускника школы де Голля, – это и есть результат нашей совместной работы по созданию эффективной в социальном плане, востребованной у московских семей, высококачественной образовательной среды школы. Анализируя механизм достижения сегодняшних результатов, мы видим и ресурсы для дальнейшего развития школы. Мы видим свои возможности в объединительных процессах в образовании. Мы готовы обеспечить дифференцированное, по направлениям, по интересам детей и запросам семей, в разных вертикалях, классах, с другими образовательными учреждениями района, в условиях общественного соуправления, – грамотное формирование многопрофильного многофункционального учебного комплекса. Понимаем его как механизм сохранения конкурентоспособности нашего образования и социальной консолидации в столичном регионе. Значит, в этом и заключается образовательная и педагогическая миссия нашей школы, нашедшая отражение в получении гранта мэра Москвы I степени в 2012 году.Татьяна КРАВЕЦ, директор школы № 1251 имени Шарля де Голля, заслуженный учитель России, лауреат премии Правительства Москвы в области образования, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования и науки
Комментарии