Все родители мечтают вырастить здорового и умного ребенка. Для этого они делают все, что только могут: кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и дорогих игрушек, стараются найти лучших специалистов для консультаций и занятий. Именно родители – самые главные, добрые, любящие и внимательные педагоги ребенка на протяжении всей его жизни!
Воспитание ребенка в младенческом и раннем возрасте – радостное, приятное, но очень трудное и ответственное занятие. Именно первые три года жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период в центральной нервной системе происходят стремительные изменения. Ничего подобного в последующие годы не повторится. Поэтому заботиться о нервно-психическом развитии ребенка нужно с рождения, а занятия с ребенком начинать буквально с первых месяцев его жизни.
Мать и отец вносят свои особенности в общение с малышом, поэтому важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Именно родители ухаживают за малышом, общаются с ним, знакомят его с миром людей и предметов, делают жизнь приятной и интересной. Важно окружать его любовью, теплом, спокойствием и доброжелательностью, организовывать соответствующий возрасту и состоянию здоровья малыша распорядок дня, последовательную смену режимных моментов, чередуя сон, питание и бодрствование для гармоничного психофизического развития.
Присутствие близких людей обеспечивает ребенку новые впечатления, разнообразит сенсорные реакции и является хорошим стимулом для его развития.
Общение со взрослым является условием и источником психического развития малыша. В процессе общения происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются различные навыки младенца: эмоциональные, сенсорные, двигательные и речевые. Всматривание и проникновение в эмоциональное состояние ребенка, наблюдение за происходящими в нем изменениями – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте. Следует использовать любое мгновение для общения с малышом, наслаждаться минутами близости с ним.
Раннее развитие ребенка. Что же это такое? Условиями раннего гармоничного развития ребенка являются:
– специально созданная развивающая среда, в которой малыш живет, растет, развивается. Это среда, наполненная интересными многофункциональными разнообразными дидактическими игрушками, пособиями, объектами для разглядывания, изучения. Игрушки – очень важный атрибут детства. Они не только развлекают ребенка, но и развивают его, помогая познавать окружающий мир. Первое и главное, что нужно учитывать при подборе обучающих игрушек, – это возраст ребенка. В каждом периоде жизни есть своя ведущая деятельность, которая способствует развитию психики ребенка в целом. Если пренебречь этим фактором, то подобранная игрушка может оказаться бесполезной;
– доступные для игры предметы обихода, дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений;
– особое пространство, где живет ваш ребенок. Оно должно способствовать его раннему развитию. Комната малыша должна быть безопасной, не иметь острых углов, выступов и ядовитых красок. Утепленный пол и открытое пространство дадут возможность малышу ползать и играть с близкими взрослыми. Детская комната может быть оборудована специальными комплексами, в том числе спортивными, которые дадут ребенку возможность лучше и раньше владеть своим телом, стать крепче, почувствовать себя уверенно;
– разные книги с красочными предметными и сюжетными картинками, а также совместное с ребенком чтение книг;
– активная позиция родителей по отношению к ребенку в младенческом и раннем возрасте;
– взаимодействие с вашим ребенком;
– желание родителей наполнить каждый день ребенка радостью познания и совместного творчества;
– понимание того, как мимолетны и уникальны первые годы жизни и как важно, чтобы малыш прожил их полно и красочно.
Окружающая среда может быть названа развивающей, если она обеспечивает основные линии развития и способствует ведущим видам деятельности. Основные линии развития – познавательное, социальное, речевое и моторное. При этом ведущей называют такую деятельность, которая в данный период детства оказывает самое важное влияние на все психическое развитие ребенка.
Раннее, а точнее своевременное, гармоничное развитие не должно превращаться в повинность для ребенка. Общее развитие ребенка обеспечивается системой педагогических мер, в том числе развивающими играми-занятиями.
Ребенок при правильном уходе и воспитании таит в себе неограниченные возможности развития. Важно создать малышу такие условия, которые обеспечат реализацию всех его возможностей. Нужно обязательно стать просвещенными родителями. Просвещенные родители – знающие родители, понимающие свою высокую роль и большую ответственность. Первые годы жизни ребенка – годы родительского творчества. Нужно постараться заложить фундамент здоровья и высокого умственного и речевого развития.
Развивающая среда, общение, занятия и игры с малышом являются необходимостью. Ребенок пропускает через себя все, что видит или слышит, эмоционально реагирует на мир, который трогает и удивляет кроху своей новизной. Ребенок растет, «завоевывая» мир, он работает, прикладывая определенные усилия ко всему, что ему приходится выполнять впервые: первые действия рук, первый поворот, первый шаг, первое слово – все требует от малыша усилий и новых навыков.
Уделяйте ребенку побольше времени! Играйте с ним, рассказывайте ему о том, что его окружает, показывайте картинки, читайте книги, давайте ему возможность свободно двигаться. Тогда он будет лучше, будет раньше развиваться, умнеть и взрослеть. На глазах он станет более зрелым, ловким, умелым. Такому малышу все интересно, он просит поиграть и позаниматься с ним еще и еще. Ребенок беспрерывно двигается, лазает, он все время что-то делает, перебирает, придумывает, строит, а порой и ломает, стремясь узнать, что внутри.
Характер и поведение закладываются в ребенке с раннего детства на основе его подражательных действий. Малыш должен быть любим родителями и охраняем ими. Только тогда он сам научится любить людей и окружающий его мир. Подарите ребенку радость общения, радость детства.
В последние годы во многих городах России действуют различные организационные формы дошкольных образовательных учреждений. В них оказывается ранняя комплексная помощь детям с проблемами в развитии и их семьям. Это группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, консультационные пункты, центры раннего развития. Несколько раз в неделю проблемные дети приходят на занятия со специальным педагогом, логопедом, психологом, воспитателем.
В некоторых медицинских реабилитационных центрах также оказывается ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ. Многие малыши с ОВЗ нуждаются прежде всего в медицинской диагностике и лечении. При необходимости врачи назначают и проводят медикаментозную терапию, курсы массажа, лечебную физкультуру.
В ранней комплексной помощи объединяются усилия всех специалистов (медиков, специальных педагогов, психологов). Они должны быть направлены не на подмену семьи, а на развитие потенциала всех членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки).
Первые три года жизни – самый значимый период для развития ребенка, особенно с ограниченными возможностями здоровья. Мудрые родители приходят к пониманию жизненной необходимости ранней коррекционно-развивающей работы, часто в параллели с медицинской помощью. Важно как можно раньше понять, есть ли у ребенка отставание в развитии или риск его возникновения. Если у малыша выявляются проблемы в состоянии здоровья и развитии, у родителей возникает множество вопросов, на которые они зачастую не могут самостоятельно найти ответ: чем, как и где заниматься, учить, воспитывать? Родители таких детей могут обратиться за помощью и поддержкой к специалистам психолого-педагогического сопровождения.
Специальные педагоги, логопеды, психологи являются специалистами системы образования, или здравоохранения, или социальной защиты. Именно они оказывают родителям необходимую помощь и поддержку в вопросах выявления возможных нарушений, а также развивающей и коррекционной помощи ребенку.
Специальный педагог или дефектолог в процессе психолого-педагогической диагностики определяет структуру и степень выраженности нарушений развития у ребенка по всем основным линиям развития (двигательному, познавательному, речевому, социальному). Специалист определяет уровень актуального развития, того уровня, который видит в данный момент. Он обязательно сравнивает развитие ребенка с возрастными нормативами. Одновременно он выявляет потенциальные возможности развития малыша. Специальный педагог проводит коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия с детьми. Желательно, чтобы родители присутствовали хотя бы на некоторых из них. Это поможет им обучиться приемам стимуляции познавательного развития.
Логопед определяет особенности доречевого и раннего речевого развития ребенка. Он разрабатывает индивидуальную программу активизации речевых возможностей малыша, проводит занятия по стимуляции возникновения первых слов, звукоподражаний, простых фраз. Логопед может обучить родителей приемам развития речевого общения с ребенком в первые годы жизни.
Психолог изучает особенности эмоционального развития ребенка, проконсультирует родителей по вопросам развития и воспитания малыша в семье. Именно психолог оказывает психологическую поддержку родителям и при необходимости помогает найти выход из различных жизненных ситуаций. Специалисты сопровождения дадут родителям советы по преодолению всех возникающих психолого-педагогических проблем.
Не стоит ждать, пока ребенок станет старше и с ним начнут заниматься педагоги. Родители должны сами научиться правильно общаться, играть, развивать своего малыша. Все, чему родители и педагоги научат ребенка, станет фундаментом для его дальнейших побед.
Оксана ПРИХОДЬКО, директор Института специального образования и психологии МГПУ, заведующая кафедрой логопедии, доктор педагогических наук, профессор;
Олеся ЮГОВА, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ, кандидат педагогических наук
Комментарии