search
main
0

Радость преодоления. План урока «Ориентирование на местности»

Методическая разработка «География и спортивное ориентирование», присланная мною на конкурс «Сто друзей», предназначена увлеченным учителям географии, пионервожатым школьных лагерей, классным руководителям и организаторам туристских походов, вылазок на природу. Это материал для внесения изменений в тематические планы уроков и образовательные программы по географии. Он меняет представление об уроках географии – изрядно теоретизированных и оторванных от повседневных потребностей, тем более запросов наших тинейджеров.

Прим. ред. Полностью разработка размещена на сайте www.ug.ru в разделе «Методика», в рубрике «Технологии». Для данной публикации взят лишь фрагмент – описание отдельно урока географии в школьном дворе.Самый простой и интересный вариант проверки знаний по теме «План и карта» – провести спортивное ориентирование. Это не контрольная и не тестирование, где можно попасть пальцем в небо, а реальная жизненная ситуация. Знаешь карту – выиграешь, не знаешь – проиграешь. А еще поймешь, что нужно заниматься спортом. А еще получишь не только оценку, но и контрольное время, которое в следующий раз сможешь улучшить. Ты соревнуешься со своими слабостями! А учителю легко проследить индивидуальный прогресс каждого.Место проведения: пришкольный участок.Время проведения: осень, весна, благоприятная погода (при соответствующей одежде всякая погода хороша, но вспотевшие и запыхавшиеся ребята могут заболеть, и вас за это по голове не погладят).Методические и другие материалы: план школьного двора (план пришкольного участка) – в любом формате, можно и А4, только тогда не менее трех экземпляров, компасы (минимум 3 шт.), текст инструктажа по технике безопасности, карты регистрации КП (контрольных пунктов), легенда КП, 6 маркеров разного цвета, скотч, часы или секундомер, спортивная форма.План урокаПредварительная подготовка Учитель отмечает на плане пришкольного двора 6-8 КП. Лучше наносить КП карандашом, чтобы план можно было использовать несколько раз. Затем обходит все КП на местности и закрепляет там листы А4 скотчем так, чтобы их не сразу можно было найти. Например, на обратной стороне дерева, столба, забора, спортивного сооружения и т. д. Необходимо так расположить КП, чтобы подход к ним не лежал через газон, клумбы, кабели, острые заборы и подобные опасные препятствия. Рядом с листами А4 (на каждом из них – номер КП) нужно привязать цветной карандаш. На закрепление КП уходит много времени, и перемены бывает недостаточно. Я не стесняюсь позвать на помощь старшеклассников, тем более среди них уже есть опытнейшие ориентировщики. Они со знанием дела, со всей серьезностью относятся к этому заданию. Часто обращаюсь за помощью к учителям физической культуры, чтобы они выделили судей –  ребят, которые по какой-либо причине освобождены от занятия, но вполне могут помочь в организации соревнования. Предварительная подготовка касается и учеников. Они надевают удобную обувь и спортивную форму (не забудьте вовремя предупредить о том, что надо принести спортивную форму), проверяют наличие часов, шнуров на компасах, расписываются в листе инструктажа (см. приложение).Ход урока1. Организационный момент – 2-3  минуты. Проверка наличия учеников в классе, подписей на листе инструктажа. Постановка цели урока, разъяснение особенностей урока, совместное соглашение о выставлении оценок. Предложение от учителя: «отлично» выставляется в том случае, если ученик нашел все КП и уложился в контрольное время 20 минут; «хорошо» – не нашел 1-2 КП, но уложился в контрольное время; «удовлетворительно» – не нашел более 3 КП или просрочил контрольное время; «2» – за неспортивное поведение. Ученики могут внести коррективы.2.  Соревнование – 30 минут. Сбор на первом КП. Показ вида КП, способа нанесения КП. Выстраивание в шеренгу. Начало соревнования. Ученики по очереди подходят к учителю, получают регистрационную карту, знакомятся с планом (если план не выдается на руки – отвести время на ознакомление и запоминание расположения КП не менее 30 секунд). На регистрационной карте фиксируется время старта, ученик бежит по маршруту (лучше – по заданному маршруту, чтобы ребята не обгоняли и не мешали друг другу). Если выдавать регистрационные карты через интервал 20 секунд, на 30 учеников потребуется 10 минут. Последний ученик должен стартовать не позднее чем через 15 минут после звонка. Он должен вернуться за 5-10 минут до звонка. На финише регистрируется время, проверяется правильность регистрации КП, высчитывается чистое время, объявляется оценка. Подсчет результатов, подведение итогов на месте – 5  минут. За 10 минут до звонка необходимо проверить результаты, разрешить спорные моменты.3. Рефлексия в классе – 2-3 минуты. Объявление лучшего результата, выставление оценок в журнал, беседа о прохождении дистанции, снятие напряжения (достаточно просто присесть).Комментарии к плану урокаСложно? Только для тех, кто боится гиперактивности, конфликтных и спорных ситуаций (а их не избежать даже на самых хорошо организованных соревнованиях), мобильности и толерантности. В спорных моментах решение должно приниматься в пользу ученика. Конфликтующие стороны нужно развести решительно и быстро, иначе потеряете драгоценное время. Часто спор возникает по поводу нечестно добытых КП. Лучшее средство от такой напасти – наличие команды помощников (освобожденные от урока физкультуры, профессионалы-ориентировщики среди учеников). Они могут выступить в качестве судей и секретарей. Один – на секундомере, другой – на КП, третий – на финише.  Можно организовать целое итоговое мероприятие с вручением грамот, разбором типичных ошибок на дистанции. Не забудьте похвалить всех, даже тех, кто не нашел КП, хотя такое случается крайне редко.Можно проводить не личные, а командные соревнования. Тогда легче подсчитывать результаты. Правила те же, только между стартами команд время – не менее 5 минут. По дистанции команда должна бежать вместе, за отставание члена команды более чем на 50 метров можно ввести штрафы. 1 балл  штрафа – снятие 20 секунд из «чистого» времени. Штрафы можно вводить и за просроченное время, и за неспортивное поведение. Требования к плану школьного участка самые серьезные. У него должны быть масштаб, легенда, ориентир на север. Условные знаки должны быть стандартными, выполненными профессионально.  Если вы не выдаете план на руки, можно разрешить ученику возвращаться к первому КП для дополнительного ознакомления. Разрешите использовать зарисовки условных знаков или распечатанные условные знаки. Те, кто их подготовил, станет хорошим спортсменом. Скоро они запомнят условные знаки и будут знать их лучше вас.Важный момент: регистрационные карты участников необходимо собрать, проанализировать. На следующем уроке нужно ознакомить детей со статистикой, можно даже провести сравнение с другими классами. Затем регистрационные карты с подписью и оценкой учителя вклеиваются в рабочую тетрадь по географии. На следующих соревнованиях при тех же условиях, но с другими КП ученик может улучшить свой результат. Опыт говорит, что именно этот стимул самый действенный. Хорошо бы найти время для беседы на местности с детьми (особенно девочками, так как мальчики, как правило, быстрее ухватывают план и карту), прошедшими дистанцию слабо. Можно перепоручить это «рекордсменам» – пусть поделятся опытом. Наличие подписей на листе инструктажа выручит вас, если найдутся взрослые, недовольные такой организацией урока. Это может быть и родитель, чей ребенок потерял вещь, или техперсонал – если не использовали сменную обувь, кто угодно. Конечно, можно провести контрольную работу в классе при идеальном порядке и тишине. Но разве можно променять радость детей от новой формы контроля знаний и умений в виде спортивного ориентирования на свое собственное спокойствие? То, что приобретено на уроке в радости, при положительно окрашенных эмоциях, во время честного соревнования всплывает в памяти чаще, и ученику ничего не остается как… понять  топографический план и географическую карту! Ему еще далеко до «чутья» карты спортсменом-ориентировщиком, но он почувствует свою причастность к этому виду спорта. Появится мотивация. То, что мы хотели.​Надежда ЛИХОШЕРСТ, учитель географии гимназии №5 города Чебоксары, победитель XIII конкурса «Сто друзей», фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте