Обучение в начальной школе – это интенсивное развитие ребенка, становление его учебной деятельности. И от того, какие условия будут созданы, зависят дальнейшее успешное образование и профессиональная деятельность во взрослой жизни каждого ученика.
Одна из главных задач школы – помочь ребенку построить свою образовательную траекторию. В школах Москвы реализуется проект «Эффективная начальная школа». Он позволяет детям освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников. Уже в дошкольном отделении ярко проявляются особенности, потребности и возможности каждого ребенка. И, конечно, есть дети, которые имеют высокий темп познавательного развития.
Как известно, при поступлении в 1‑й класс не проводится никакого тестирования, в 1‑й класс зачисляют всех детей. Но класс эффективной начальной школы – это особый случай. Не каждый ребенок способен освоить курс начального общего образования в ускоренном режиме, поэтому в мае на основании письменных заявлений родителей проходит независимая педагогическая диагностика, на основании которой зачисляются ребята.
Обучение в этом классе идет не по специальной программе, разработанной на три года, а по той же самой четырехлетней программе обучения, только в первом классе она ужимается сразу до двух лет: в первом полугодии проходят программу 1‑го класса, во втором – 2‑го класса.
Особая роль отводится родителям. Они первые помощники и участники образовательного процесса. Родители в таком классе сами являются очень активными – много занимались с детьми перед поступлением в школу, водили в кружки и секции, вместе читали и обсуждали прочитанное. Они задали темп развития и обучения своим детям, который школа дальше подхватила. Качественная подготовка к школе в дошкольном учреждении и индивидуальная подготовка дома – вот основа успешного обучения в начальной школе. Проект «Эффективная начальная школа» стартовал в нашей школе №1874 в 2019-2020 учебном году. И на сегодняшний момент по этой системе у нас обучаются два класса: 2‑й «Э» и 3‑й «Э». Понятно, что буквы класса выбраны не случайно. «Э» – эффективный. При формировании классов велась работа многих специалистов. После диагностики МЦКО проходили беседы с родителями, готовы ли они сотрудничать и помогать детям осваивать программу в ускоренном темпе.
Новые технологии начинают развивать детей раньше. Сейчас почти каждый ребенок, поступая в 1‑й класс, уже умеет читать и считать в пределах 10. Конечно, не хотелось бы, чтобы ребенок скучал на уроках. Для этого педагоги активно используют метод проблемного обучения, оборудование Spektra и различные лаборатории для исследований.
В рамках психологического сопровождения учащихся, обучающихся по программе «1-3», на уроках используются кинезиологические упражнения, которые способствуют межполушарному развитию мозга, развитию внимания, графомоторных навыков, саморегуляции. Выстраиваемые задания от простого к сложному, от совместного к самостоятельному действию являются эффективным развивающим способом обучения учащихся.
С первого класса прослеживаются более быстрая адаптация и повышение мотивации к обучению у детей. При использовании нейропсихологических подходов актуализируется сенсомоторное развитие, увеличивается работоспособность, навык самоконтроля позволяет на более качественном уровне устранять имеющиеся ошибки, что в конечном итоге стимулирует учебную мотивацию и приводит к улучшению успеваемости.
Учащиеся очень активно осваивают и дополнительное образование. С удовольствием посещают кружки и специализированные школы (музыкальные, спортивные, художественные). Кроме этого, учащиеся легко переключаются с одного вида деятельности на другой. На переменах репетируют постановки сказок, басен и с удовольствием их демонстрируют во внеурочное время. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Проект «Эффективная начальная школа» дает возможность мотивированным детям не стоять на месте, а развиваться быстрее вместе с новыми технологиями. Несколько десятилетий назад многие из нас учились по программе «1-3», но проект «Эффективная начальная школа» – это не возврат к прошлому, а единство дошкольного и начального уровней образования и проникновение одного уровня в другой, преемственность. Это контакт учителей и воспитателей, а также индивидуальный маршрут для каждого ребенка. «Эффективная начальная школа» – новый взгляд на систему дошкольного и начального общего образования. Работать педагогам в проекте становится интереснее, а результативность обучения – выше!
Ольга ПОЛЕТАЕВА, Анна СЕМЕНОВА, учителя начальных классов школы №1874
Комментарии