С тех пор как стали проводить установочные семинары для участников очередного всероссийского финала конкурса «Учитель года России», все говорят о том, какая это хорошая штука – позволяет четко и зримо представить конкурсные испытания, ведь рассказывают о них не сторонние лекторы, а участники конкурса прошлых лет, нынешние члены жюри, ведущие методисты, организаторы (в этом году оператор «Учителя года России» – «Учительская газета»). Кроме того, семинар помогает настроиться на конкурс, посмотреть в глаза коллегам и экспертам.А я вот о чем подумала в этом году. На установочных семинарах всегда царит прекрасная атмосфера, недаром из года в год учителя уезжают домой в отличном настроении, переполненные энергией и надеждами. Такого позитива на конкурсе, увы, быть не может. Состязание – это неизбежные нервы, расстройство тех, кто не вышел в «пятнашку», «пятерку», не стал победителем. Конечно, мудрые учителя все преодолевают и неизменно получают от конкурса и удовольствие, и пользу. Но все же… Чистая незамутненная радость общения и познания – это возможно именно на установочном семинаре.
ЗнаниеРадостно слушать даже речи представителей организаций – учредителей «Учителя года России». До конкурса недели, даже месяцы подготовки, а значит пока можно сосредоточиться на том, что касается дня сегодняшнего, будней учительского труда. Да и такая возможность вряд ли когда представится – увидеть живьем и пообщаться с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой в «святая святых», здании министерства на Тверской улице в сердце столицы. И с заместителем министра Татьяной Синюгиной, которая заняла этот пост нынешней весной, а совсем недавно была главой Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, в прошлом году радовалась вместе с земляками победе на «Учителе года России» кубанского педагога Александра Шагалова. Татьяна Юрьевна рассказала учителям-конкурсантам о том, что стоит сегодня на повестке дня федерального министерства, а также что ждет в перспективе российскую систему образования. Речь шла о доступности и качестве образования, о федеральном перечне учебников, об аттестации учителей и многом другом. Особенно приятная часть выступления была обращена напрямую к конкурсантам. Татьяна Синюгина пообещала, что Сочи встретит их «с распростертыми объятьями в прямом смысле слова». А также обратилась со словами благодарности к региональным министерствам образования, организаторам конкурса на местах, территориальным организациям Общероссийского Профсоюза образования, которые отправили учителей на установочный семинар и готовятся профинансировать их участие в конкурсе.На брифинге после общения с учителями я задала Татьяне Синюгиной вопрос, не пора ли возродить при Минобрнауке России Совет победителей конкурса «Учитель года». Приятно было услышать: «Очень хорошее предложение, тем более я знаю, что в субъектах России существуют ассоциации победителей. Обязательно, докладывая Ольге Юрьевне о встрече, самых благоприятных впечатлениях, которые у меня сложились здесь, скажу об этом». Выступление заместителя председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяны Куприяновой было посвящено основным направлениям деятельности крупнейшей в нашей стране профессиональной организации. Татьяна Викторовна улыбнулась, приступая к рассказу, и отметила: «Наверняка те вопросы, над которыми мы работаем, которые обсуждаем, будут затронуты во время встречи с министром образования и науки, президентом, на конкурсных испытаниях. Самое главное – информация, которую я вам сообщу, обязательно пригодится в вашей профессиональной деятельности. Мне хочется, чтобы вы, уважаемые педагоги, занимали более активную позицию, принимали участие во всех мероприятиях, которые организует профсоюз, чтобы решались те проблемы, которые вас беспокоят». Татьяна Куприянова знает: «Иногда представление учителей о деятельности профсоюза складывается на основе личного опыта общения, например, с профкомом школы. Но профком ведь формируете вы. И если он работает некорректно, не заботится о решении важных для вас вопросов, его можно переизбрать, вы можете сами стать председателем первичной профсоюзной организации, чтобы совершенствовались условия труда, условия оплаты труда».Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, обращаясь к педагогам, признался: «Никто не думал, что конкурс просуществует так долго – целых 28 лет. Он все время менялся, значит, жил. Менялся благодаря усилиям хорошей, сплоченной команды Министерства образования и науки РФ, Общероссийского Профсоюза образования, «Учительской газеты». Но всегда следовал той идее, которая была заложена Геннадием Николаевичем Селезневым, главным редактором «Учительской газеты», – это конкурс для учителя, конкурс открытия новых людей, идей, новых педагогических практик». ИспытаниеУже второй год установочный семинар проходит с «нагрузкой» – на него вынесено первое заочное испытание федерального этапа «Я – учитель», которое представляет собой создание эссе в режиме, напоминающем условия проведения государственной итоговой аттестации. Учителя сидят в аудиториях без телефонов и иных средств связи, без Интернета и литературы, им дается пять часов, а тема объявляется непосредственно в день испытания. Из 21 темы при помощи лото два представителя конкурсного братства 2017 года – самый опытный и самая юная – вытянули тему №4: «Человек, благодаря которому я стал учителем». Будучи наблюдателем в одной из аудиторий, с интересом смотрела на конкурсантов. Хотелось их поддержать хотя бы морально, ведь помогать содержательно не имела права. Каждый час, объявляя время (ведь часы остались в телефонах, а телефоны вне класса), я пыталась улыбнуться, пошутить, какие, мол, серьезные у всех лица. В конце испытания, сдавая свой текст, запечатанный в конверт, на котором красовался лишь номер участника, доставшийся по жеребьевке, одна из финалисток призналась, что было не до шуток: вспомнила своего учителя, и даже слезы навернулись… Другая миловидная конкурсантка сказала, что теперь хорошо понимает детей, которые пишут ЕГЭ несколько часов, не сходя с места и даже не хлебнув ни разу водички. После участия в испытании конкурсанты вздохнули немного свободнее и уже с явным удовольствием смотрели мастер-классы лауреатов и победителей конкурса разных лет, приехавших из Санкт-Петербурга и Липецка, Московской области и Краснодарского края. Все конкурсные испытания были тщательно разобраны, проанализированы не только с формальной точки зрения, где важны критерии и точное следование конкурсным правилам, но и с точки зрения сложившейся практики, что порой важнее. ВдохновениеНе менее важно перед началом состязания вдохновиться – почувствовать, что ты можешь многое, ты способен выступить на самом высоком уровне! В этом смысле рассказ об истории конкурса и его знаковых фигурах, прозвучавший из уст первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой, – обязательный пункт установочного семинара. Как и лекция-консультация «Основы общей культуры конкурсанта: технология подготовки и участия в федеральном этапе», которую прочитал эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин. Раис Рамазанович был участником «Учителя года России» в 2002 году, готовил региональных победителей к всероссийскому финалу, проводил региональные конкурсы, был среди инициаторов и организаторов «Чемпионата региональных учительских команд» – опыт у него огромный. Раис Загидуллин дал много полезных советов и попросил не забывать, что конкурс – это все-таки игра, а интерес к конкурсанту как учителю начинается с интереса к нему как к человеку.И, конечно, весьма вдохновил участников финала рассказ представителей принимающей стороны о том, как они будут жить и трудиться в курортном городе Сочи. Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева донесла радостную весть, что штаб-квартирой конкурсантов станет гостиница Tulip Inn Omega Sochi, с администрацией достигнута договоренность о минимальных ценах (и это в бархатный сезон!) – каждый участник сможет жить в одноместном номере с завтраком всего за 2500 рублей. Из окон отеля видно море.А директор сочинской школы №100 Светлана Пинязева показала фотографии красавицы-новостройки (всего-то 2011 года рождения). Учебное заведение, кстати, многонациональное по составу учеников, – единственное на весь микрорайон, его очень ждали местные жители. А кроме того, школа – постоянная площадка для проведения семинаров, конференций и тому подобных мероприятий. В ней есть музей, и в нем уже выделена особая полочка для конкурса «Учитель года России»-2017…СтатфактОфициальный сайт конкурса «Учитель года России» https://teacher-of-russia.ru сообщает: средний возраст участников – 36 лет, средний стаж – 12 лет. За звание абсолютного победителя поборются 17 филологов, 14 учителей истории и обществознания, по 9 учителей математики и иностранного языка и т. д. 12 конкурсантов – учителя сельских школ, 5 участников – кандидаты наук. На финал приедут 23 педагога-мужчины, женщин, как всегда, большинство.
Комментарии