Один из основных видов деятельности ученика на уроках биологии – исследование, такая форма организации деятельности, при которой главным на уроке становится процесс познания, поиска и открытия, а результатом урока – получение нового знания, понимание.
Ценность исследовательского урока в том, что знания не дают детям в готовом виде, их добывают сами дети. Показателем эффективности прохождения курса может стать мини-проект. Целесообразно созданием мини-проекта завершать модуль уроков по определенной теме. Мини-проекты предполагают демонстрацию знаний учащимися при решении практической задачи.Как пример приведу мини-проект после раздела «Отделы растений». В учебнике эта подтема – значение растений – рассматривается недостаточно полно. Одно из домашних заданий может быть сформулировано так: «Проиллюстрировать значение голосеменных». Это задание выводит на постановку проблемы следующего урока, а так как каждый ученик индивидуален, то он обращает внимание на то, что ему интересно, собирает свою информацию о значении хвойных. На уроке, работая в группах и обрабатывая собранную информацию каждого, учащиеся строят иллюстрированную модель значения хвойных. Сравнение полученных моделей выводит учащихся на тождественные и оригинальные (сосна – любимое дерево пейзажиста И.Шишкина), найденные в процессе группового обсуждения значения голосеменных растений. Выстраивается обобщенная модель с учетом индивидуальных находок, учащиеся обнаруживают, что значение голосеменных растений велико совершенно в разных областях – от жизнеобеспечения и создания предметов потребления до символического и культурного значения, за этими значениями можно выделить определяющие их биологические характеристики.Все это очень творческая и красивая работа, ребята стараются не просто перечислить значимость, но и предположить, что будет, если это значение исчезнет. Например, елка – новогодний символ, какое растение может заменить елку, когда начали украшать елки. Расширяя информационное поле, учащиеся выходят на метапредметность.Подобных тем в биологии очень много как в курсе ботаники, так и в последующих курсах зоологии, анатомии, экологии. С возрастом сложность проектно-конструкторских задач расширяется – в 8-м классе учащиеся начинают строить замыслы совершенствования и поддержки иммунной системы у человека (после темы «Кровь»), в 11-м классе, изучая компоненты биогеоценозов и антропогенных экосистем (агроэкосистема и урбоэкосистема), процессы взаимодействия этих составляющих, мини-проекты помогают решать сложные биологические задания на предсказание развития системы при изменении любого вида экологического фактора.Расширяя поле исследовательской деятельности, ученик осознает мир и свое отношение к нему. Это отношение к миру он во многом перенесет из школьной жизни во взрослую. Учащиеся с большим интересом и эмоционально выполняют такую работу, вовлекая в нее на домашнем этапе и родителей. Если дети будут радостны, счастливы в школе, будут чувствовать, что их знания помогут им в будущем решать сложные вопросы и проблемы, они пронесут этот эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы эта жизнь ни сложилась. На учителя возлагается большая ответственность: окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания и творчества. Это важное условие нравственного и физического здоровья подрастающих поколений.Лариса КУПЦОВА, учитель биологии и химии гимназии №1595
Комментарии