search
main
0

Радость открытий. Развитие творческого потенциала мотивированного школьника через проектно-исследовательскую работу

​Одной из приоритетных задач современной начальной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

В  современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, одним из приоритетных направлений в школе является работа с высокомотивированными детьми.Мотивированные (способные) учащиеся:- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.Москва сегодня предоставляет все возможности для развития успешности мотивированного ребенка в каждой школе. Это происходит в тесном сотрудничестве с городскими структурами, подведомственными столичным департаментам образования, культуры, физической культуры и спорта и другим ведомствам, а также многочисленными музеями, профильными вузами, специализированными образовательными организациями через создание профильных классов, сеть кружков, факультативов, семинаров, курсов, выездных лагерей.Ресурсами для решения задачи максимального развития способностей юного москвича являются:- развитие дополнительного образования как деятельности, подкрепляющей, дополняющей основную образовательную программу, позволяющей расширить ее рамки и направленной на всестороннее развитие детей в каждой школе;- вовлечение уникальной культурной, исторической, социальной среды Москвы в образовательный процесс.Существует целый комплекс педагогических технологий по работе с мотивированными детьми, среди которых ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.Уникальные культурные, исторические, социальные возможности Москвы позволяют сегодня современным формам организации образовательного процесса, в том числе проектным, все чаще и чаще конкурировать с традиционной классно-урочной системой.Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.Обучение школьников в условиях проектной деятельности способствует эффективному становлению их познавательной сферы в целом и развивает творческие и образные характеристики познавательных процессов.Организация проектной деятельности предусматривает определенную логику этапов проектирования. На практике удобно ориентироваться на следующие этапы проектирования:- погружение в проект: формирование первичного представления об изучаемом объекте, формирование интереса к данной теме, создание условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности, выбор темы и целей проекта;- организация деятельности: определение количества участников проекта, определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, планирование итогового продукта (формы представления результата);- осуществление деятельности: сбор информации, проведение исследований, решение промежуточных задач, фиксирование информации, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов;- презентация результатов: представление результата работы, оценка и самооценка.Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.При реализации проектной деятельности важны:- мотивация учащихся;- помощь в определении задач проекта и способов их решения;- содействие прогнозированию результатов;- рекомендации источников получения информации;- создание условий для активности детей;- необходимая консультационная поддержка;- помощь в организации презентации;- оценка итогов работы над проектом.Для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся необходимо:- соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;- добровольность выбора темы учащимся;- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы;- осознание школьниками значимости и полезности их деятельности.В целом грамотное, осознанное применение педагогом проектного метода в своей работе позволяет привнести в учебный процесс принципиально новую по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений с учащимися, основанную на сотрудничестве, а также иной подход к познавательной деятельности школьников, ориентированный на развитие у детей самостоятельного критического мышления, разнообразных творческих способностей.Таким образом, проектно-исследовательская деятельность школьников – это форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.Применение проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач – формирование положительной мотивации к обучению.Разобраться в себе, в своих интересах помогают московским школьникам различные предметные и метапредметные олимпиады, такие как «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений», а также конкурсы, проводимые Городским методическим центром Департамента образования города Москвы, например конкурс проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты» в рамках Городского фестиваля научно-технического творчества молодежи «Образование. Наука. Производство», ориентированный на формирование интереса обучающихся к науке и техническому творчеству, на воспитание ответственности за рациональное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом. Цель конкурса – вовлечение учащихся в практико-ориентированную деятельность, направленную на создание социально значимых проектов.В качестве иллюстрации вышеизложенного можно привести исследовательский проект «Двойная жизнь пластиковой бутылки», содержащий теоретические сведения о различных способах утилизации и переработки пластиковых бутылок, рассказывающий о возможностях использования их в качестве материала для творчества. Практическая часть проекта представляет собой изделия, служащие украшением домашнего интерьера.Проект был высоко оценен жюри конкурса, а автор проекта, ученик 6‑го класса Смирнов Алексей, стал победителем городского конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты»-2018.Марина КУЛАКОВА,учитель начальных классов школы №399

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте