980-й детсад входит в десятку лучших в Юго-Западном округе столицы. Он реализует одно из направлений проекта ЮНЕСКО «В таланты – с малых лет» по развитию образного мышления, речи и памяти.
Как только попадаешь на территорию столичного детского сада №980, не можешь сдержать восхищения уютным двориком – здесь и свой ботанический мини-сад, и лесная полянка с грибами, и даже фонтан на радость малышам, и, конечно же, разнообразные детские площадки с песочницами. Не менее привлекателен 980-й детсад и внутри – просторный актовый зал, где проходят утренники и различные мероприятия, спортзал, изостудия, музей, где собраны как старинные экспонаты, так и современные. Примечательно, что малыши здесь едят не в группах (их восемь), а в небольшом изящно оформленном кафе. Спаленки с двухъярусными кроватками, чтобы было место, где поиграть с любимыми игрушками или телевизор посмотреть. Между прочим, похожих комнат и спален нет, каждая индивидуальна по дизайну и цвету.980-й сад с приоритетным направлением познавательно-речевого развития был основан в далеком 1977 году, а с 1991-го он работает по методике Марии Монтессори. Эта методика органично сочетается с базисной программой развития «Истоки», которая лежит в основе образовательного процесса дошкольного учреждения. Здесь огромное внимание уделяется созданию развивающей среды. В каждой комнате, как и положено по Монтессори, пять зон: математическая, языковая, космическая, сенсорная и, конечно же, практической жизни. Впрочем, их названия могут быть разными. К примеру, заходим в одну из групп, а там над умывальниками висит симпатичный маленький зонтик.- Это зона воды, – поясняет заведующая Надежда Георгиевна Борисова. – Здесь ребята учатся не только мыть посуду, но и стирать, получают представления о том, что тонет в воде, а что нет… Самые сильные и яркие впечатления, как известно, мы получаем в детстве. Там формируется наше отношение к жизни, самим себе и окружающему миру. Поэтому мы стараемся рассказать в доступной форме малышу о самых важных вещах: как устроен мир и человек, откуда берутся дети.Воспитанию культуры, которая проявляется в мелочах, здесь придают особое значение. Возьмем, к примеру, такой деликатный вопрос, как посещение туалета. Малыши сюда не ходят строем, уже трехлетки знают: если висят бусики, значит, входить нельзя – занято. Кстати, здесь нет обезличенности, у каждого свое полотенце, принесенное из дома. Сегодня, как известно, главная проблема не только для столицы, но и для многих российских городов – нехватка мест в детсадах. Поэтому в группах у Надежды Георгиевны по 30 малышей, всего 980-й детсад посещают 210 детей. Есть, кстати, и разновозрастные группы, когда вместе и трехлетние, и пятилетние, что очень помогает страшим малышам чувствовать себя взрослее и ответственнее, научиться заботиться о младших. Большое число детей в группах ничуть не мешает занятиям.- Во-первых, они делятся на небольшие подгруппы, – поясняет почетный работник образования воспитатель Ирина Владимировна Булгакова. – Главный наш принцип работы – ребенок делает то, что ему по душе, к примеру, часть детей смотрит мультфильм, часть играет с куклами на полу, а с пятью-шестью мы приступаем к занятиям. Примечательно, что к школе тут начинают готовиться с трех лет. Однако занятия настолько интересные, что ребята выполняют их с удовольствием, без всякого принуждения.- Вика, Ваня, садитесь за стол, сейчас будем заниматься с конструктивным треугольником, – предлагает Ирина Владимировна малышам. К ним присоединяются еще трое. Ребятам по пять – пять с небольшим лет. Малыши складывают из разноцветных треугольников ромбы, повторяя название этой геометрической фигуры. Особенно впечатляет то, что в пять лет некоторые свободно читают по слогам, пишут печатными буквами. Кстати, писать учат на… манке. Если сразу не получилось или буквы вышли слишком кривыми, не страшно. Можно тут же все стереть и попробовать заново. Впрочем, как всегда, девочки более активны и уверены в своих силах. Вика Светова, которой в ноябре исполнилось шесть, уверенно говорит, что умеет читать и писать, а вот Ваня Колесников скромничает, и, как потом оказалось, зря. Читает по слогам Ваня очень хорошо, хотя ему только пять.- А нашему Глебу Морозову было всего лишь четыре, когда он выучился читать, – с гордостью говорит Ирина Владимировна.- В общем, родителям наших детей приходится выбирать своим чадам продвинутые школы, – подводит итог нашей беседы воспитатель. – В обычных им просто делать нечего. Вот, к примеру, наш выпускник Витя Баранов пошел в обычную общеобразовательную школу, так его сразу из первого класса перевели в третий. Сказали, что нечего делать с первоклашками…Такие результаты – это не просто чудодейственная методика Монтессори, это прежде всего каждодневный кропотливый труд Надежды Георгиевны и ее педколлектива. Кстати, практически все воспитатели имеют высшее образование. Педагоги, работающие по методике Монтессори, прошли стажировки в Голландии, США и Литве. Сама Надежда Георгиевна была во многих зарубежных дошкольных учреждениях, работающих по методике Монтессори.- В каждой стране свои особенности, – делится впечатлениями Надежда Георгиевна. – Они зависят в первую очередь от национального характера, поэтому мы не должны в точности копировать чей-то опыт. К примеру, наши дети не могут без игрушек, которые практически не используются в методике Монтессори. Наша главная задача – построить дом, в котором было бы уютно и комфортно всем: и воспитателям, и, конечно же, детям. Ребята с удовольствием идут в этот детский сад, ведь каждый день они делают здесь маленькие открытия. Когда позволяет погода, отправляются в близлежащее Тропарево, тут они не только знакомятся с миром природы, но и учатся любить и оберегать окружающую среду. Вместе с воспитателями, к которым зачастую подключаются и родители, малыши регулярно посещают различные музеи, ведь историческое краеведение – одно из направлений воспитательной работы детсада. Впрочем, первое знакомство с музеями начинается прямо… в детском саду. В мини-музее истории государства Российского. Здесь ребята получают первые сведения об истории Москвы и России, об исконно русских промыслах и традициях, знакомятся с государственными символами. Занятия в мини-музее проводятся два раза в неделю с малышами из старших групп. Неподдельный интерес у них всегда вызывает уголок русского быта. Немалое место в музее занимает экспозиция, посвященная Победе в Великой Отечественной войне. В рамках дополнительного образования проходят занятия по экологии, риторике, истории, изобразительной и театрализованной деятельности, английскому языку. Примечательно, что ежегодно здесь проводится анкетирование родителей. Именно они дают свою оценку работе педколлектива. Она, как правило, на протяжении уже многих лет высокая, 980-му детсаду удалось найти интересные формы работы с мамами и папами – это и тематические досуги детей и родителей на основе календарного планирования, педагогическая гостиная, образовательно-игровой тренинг «Умеем ли мы общаться со своим ребенком?», семейный вечер «Моя семья», различные спортивные мероприятия, изучение генеалогии семьи, работает также консультативный пункт «Школа молодых родителей». Уже не первый год 980-й сад занимает высокую позицию в рейтинговых показателях по дошкольным учреждениям района Теплый стан, он неоднократный лауреат окружных конкурсов «Ярмарка педагогических инноваций на Юго-Западе», «Детский сад года», «Московский дворик», «Зеленые насаждения». Коллектив детсада находится в постоянном творческом поиске, педагоги знакомятся с интересным опытом, накопленным не только в столице, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Так, налажены связь и сотрудничество 980-го детского сада с центром развития ребенка «Колокольчик» города Гомеля (Республика Беларусь). У 980-го сада тесные связи с детской библиотекой №12, детской музыкальной школой им. Иванова-Крымского, детскими театрами Москвы и, конечно же, со школами, куда потом поступают учиться малыши. В первую очередь это находящаяся неподалеку школа «Самбо-70». – Секрет успеха в нашей заведующей, – признается старший воспитатель Вероника Александровна Абасова. – Каждый из нас знает, его здесь поддержат и помогут, нам тут комфортно работать. Кстати, Надежда Георгиевна руководит этим детсадом более 23 лет, она специалист высшей квалификационной категории, отличник образования, заслуженный учитель России. Имя Надежды Георгиевны Борисовой внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».- Я всегда говорю своим коллегам: наш детсад – это наше маленькое государство, и только от нас зависит, будет ли в нем хорошо и уютно, – говорит на прощание Надежда Георгиевна. – Только если мы будем уважать друг друга, решать проблемы сообща, мы сможем научить детей умению жить в коллективе…
Комментарии