С 29 июля по 3 августа 2003 года в Нижегородской области проходили торжества по случаю столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Масштабность празднования этого события может сравниться лишь с тем, что происходило здесь в 1903 году, когда преподобный был официально признан церковью святым.
Кто же он, великий старец Серафим Саровский, чудотворец, подвижничество которого прославило Саровскую пустынь, поставив ее в один ряд с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврами?
В семье жителей Курска Исидора и Агафии Мошниных 19 июля 1754 года (в других источниках упоминается 1759-й) родился мальчик, коего при крещении нарекли Прохором. Его отец был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал в Курске постройку собора, но скончался до завершения работ. Строительство храма пришлось завершать его жене. Однажды она взяла с собой на стройку семилетнего Прохора. Оставшись на какой-то момент без присмотра, мальчик оступился и упал с колокольни вниз. Однако, спустившись, испуганная мать нашла сына живым и невредимым. Благочестивая Агафия увидела в этом особое действие Божьего промысла. Впоследствии это знамение предопределило материнское благословение, когда восемнадцатилетним юношей Прохор решил всецело посвятить себя Богу.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых. Но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
В юности, решив встать на иноческий путь, Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение печерским угодникам. Старец Досифей, которого посетил юноша, одобрил намерения Прохора и указал место пребывания – Саровскую пустынь. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор уже навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Будущий подвижник нес послушание в хлебопекарне, просфорне и столярной мастерской. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. В 1780 году Прохор тяжело заболел водянкой, но явившаяся ему Божия Матерь исцелила от опасного недуга. И только в 1786 году Прохор был пострижен в монахи. При постриге он получил имя Серафим.
Во время одной из служб иеродиакона Серафима «внезапно осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от Царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати».
В 1793 году, в возрасте 39 лет, Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. Но уже на следующий год, после смерти отца Пахомия, имея его предсмертное благословение на новый подвиг – пустынножительство, преподобный удалился в пустынную келью в дремучем лесу, в нескольких километрах от монастыря. Около кельи он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост: ел один раз в сутки, а в среду и в пятницу совершенно воздерживался от пищи. Около трех лет варил суп из одной лишь лесной травы, которая росла вокруг его кельи. К нему все чаще стали приходить, кроме братии, миряне – за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословения настоятеля монастыря, преподобный ограничил доступ всем, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве Серафима дорогу в его пустынную келью преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Отец Серафим из рук кормил медведя хлебом, который приносили ему из монастыря.
В лесу на полпути от кельи к монастырю лежал гранитный камень громадной величины. Тысячу дней и ночей отец Серафим вставал коленями на камень и молился с воздетыми руками, взывая «Боже, милостив буди мне, грешному».
Осенью, 12 сентября 1804 года, к отцу Серафиму на дальнюю пустыньку пришли трое крестьян из села Кременки и стали грубо требовать денег. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого сделать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Грабители стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер. Потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келью в поисках денег. Все сокрушив в келье и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, разбойники устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до кельи и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулась, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран, – к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему во сне с апостолами Петром и Иоанном. После этого случая отцу Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в монастыре, а затем он опять ушел в пустынную келью. Увечья и раны, нанесенные разбойниками, и последствия травмы, полученной от упавшего дерева, сильно изменили вид отца Серафима. От природы высокий и мощный, богатырского телосложения, преподобный до конца дней своей подвижнической жизни вынужден был ходить, опираясь на топор, мотыгу или посох, – всё это явилось следствием повреждения позвоночника. Однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.
После смерти настоятеля, отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, Серафим решил наложить на себя обет молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов. Три года он жил в своей келье, избегая встреч с кем-либо. В затворе преподобный приобрел высокую душевную чистоту, за что Бог наградил его даром прозорливости и чудотворения. А 25 ноября 1825 года подвижнику явилось знамение: Матерь Божия «повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления». Было отцу Серафиму 66 лет. На путь старчества – духовного руководства ближними – он вступил в бывшей келье пустынника Дорофея, находящейся в двух верстах от монастыря, которая стала «ближней пустынькой» преподобного Серафима. По слову Богородицы, сюда действительно устремилось великое множество страждущих и недужных людей. «Всех приходящих преподобный принимал с одинаковой любовью, всех встречал низким поклоном и целованием, всех приветствовал словами: «Радость моя, возлюбленный мой, сокровище мое…».
Рядом с ближней пустынью находился источник чистой воды, ставший по молитвам старца целебным.
В последние годы земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище – Дивеевской женской обители. Все, что приносили отцу Серафиму, он отправлял в Дивеево своим, как он называл их, возлюбленным сиротам. «Все было у нас от батюшки: хлеб, дрова, соль, свечи, елей», – вспоминала одна из дивеевских сестер. Неудивительно, что эта обитель в большей степени, чем Саров, является хранителем духовного наследия Серафима Саровского.
1 января 1833 года преподобный в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии, причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился. 2 января келейник преподобного отец Павел в шестом часу утра, направляясь в церковь, почувствовал запах гари, исходивший из кельи преподобного. (В келье святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».) Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление» в молитвенном положении, но уже бездыханный. Похоронили преподобного Серафима в выбранном им самим месте – у южной стены алтаря Успенского собора.
В сердцах православных людей отец Серафим был уже прославлен в лике святых, но до официального всецерковного признания было еще далеко. Такие признаки святости, как чудеса исцеления и народное почитание, необходимые для канонизации, были налицо. Однако в высших светских кругах считали, что идея канонизации батюшки Серафима преждевременна. Решающим в этой ситуации стал голос российского самодержца. Но это уже другая история.
Нижний Новгород
Александр СМОЛИН. Александр I и Серафим САРОВСКИЙ
Комментарии