Конец учебного года – это яркая череда праздников, щедро приправленных для кого-то волнением перед экзаменами, для кого-то – предвкушением отдыха и обязательных перемен. Мы отметили красивым, запоминающимся действом Последний звонок и уже обдумываем, как будем праздновать первое сентября. Школьная бесконечность окрашивается в радостные цвета наступающего лета, и очень хочется, чтобы для всех нас эта светлая радуга стала символом всей школьной жизни. Создать уютный светлый дом, в котором всегда красиво, чисто и хорошо пахнет, – это первое, что мы можем сделать. Все остальное намного сложнее.
Мы всегда были убеждены, что хорошее образование (не отдельно обучение и воспитание, а именно образование) невозможно без радостного отношения к школе, без увлечения, которые и обеспечивают в конечном счете качество знаний. Но если о знаниях можно сказать, что они накапливаются, с каждым годом их становится больше, то про отношение к учебе так сказать нельзя. Оно не увеличивается и не уменьшается, а может только меняться. Восторг и радостное потрясение, испытанные сегодня, завтра могут уйти. И все станет ожидаемым, нормальным, даже скучным. К счастью, случается, что на волне новой радости интерес снова вспыхивает. Иногда возникает неожиданно и совсем по другому поводу. Удачное выступление на сцене становится стимулом активности на уроках. Сильное музыкальное впечатление оборачивается усердием в занятиях математикой или литературой. Все это азы, помогающие, как мне кажется, понять, почему мы у себя в гимназии называем воспитательной службой работу людей, которые занимаются вроде бы не самыми серьезными делами: проводят игры, праздники, обеспечивают программу каждого дня на выездах старшеклассников. Они занимаются этим в течение всего школьного года, стараясь, чтобы наш замечательный круг праздников и традиций обновлялся, обретал новое дыхание, расцвечивался талантами и выдумкой новых поколений. Я говорю уже о поколениях! Идея годового круга событий, постоянно поддерживающих накал эмоций, радостные ожидания и творческий подъем, была одной из самых первых наших находок. Вместе с новыми учебными программами, методиками проведения игры на уроках и вне уроков она когда-то, в далеких теперь 90-х, дала нам право называться авторской школой. Книга сценариев общешкольных мероприятий и методических рекомендаций «Праздник длиною в учебный год» выдержала уже несколько изданий и пользуется неизменным спросом. В результате мы с гордостью можем перечислить десятки школ в своем городе и в других городах России, где наши идеи живут и развиваются. Где есть теперь своя служба, которая занимается созданием и поддержкой эмоционально привлекательной воспитывающей среды и постоянно заботится о том, чтобы унынию и скуке не было места в школьной жизни.
Комментарии