Открываю холодильники. Там тоже наклеек с иностранными словами – минимум. Прошелся по квартире. Соотношение такое же. Освежил в памяти свой гардероб. Тут патриотизма поменьше. Но это уже не мои проблемы, а нашей замечательной легкой промышленности.
Прикинули с женой, что надо купить в ближайшее время. Оказалось – только что-то из вещей. Кое-какие материалы для ремонта квартиры. Где тут мы подсобим нашим производителям? В первой позиции – вряд ли. Вторая может быть “фифти-фифти”. Так что, как выяснилось, в нашей семье не такие уж плохие патриоты.
Мы понимаем, конечно, что призыв президента – это не экономическая мера. Если российский товар уступает по качеству импортному, превосходит его по цене, то покупатель такого товара, как написала одна уважаемая деловая газета, – “…скорее идиот, чем патриот”. И я с этим согласен.
Говорят, что в 30-е годы в США действовала подобная государственная программа. Почти три десятилетия длилось ее осуществление. Но только ли она способствовала развитию американской промышленности?
Нечто подобное я наблюдал в Южной Корее, когда осенью 1988 года был сломан “железный занавес” и Сеул стал столицей Олимпийских игр. Тогда тоже все заморские товары были убраны с прилавков. И что удивительно (я сам тому свидетель) – южнокорейские товары пользовались спросом не только представителей Восточной Европы, но и американцев, и выходцев из самых что ни на есть развитых стран. Не случайно всех нас очень удивил контроль наших чемоданов на выезде. Но хозяева ничего не собирались задерживать. Просто интересовались: что мы у них купили, что везем домой. Скажу честно, многие вещи – кожаные куртки, техника – служат до сих пор. Поэтому говорить о патриотизме надо. Но при этом не забывать и экономические меры. Можно помочь мебельщикам, которые начинают конкурировать с западными поставщиками, обувщикам, которые поставляют на наш рынок всего 15% продукции, легкой промышленности, которая не умерла только потому, что ее работники сами торгуют своей продукцией.
Да, я готов летать на наших самолетах, ездить на отечественных автобусах, трамваях, троллейбусах, электричках на земле и под землей. Я верю в наших производителей. Но я не верю нашим политикам, которые никак не поймут, что главное в экономике реформ – человек, нашим бизнесменам, путающим государственный карман со своим, нашим чиновникам, которым наплевать, есть ли у нас работа, учатся ли наши дети, как часто мы болеем. Как у этих людей воспитать патриотизм? Что им посоветовать: дыши российским?
Можно понять нашего президента. Но даже чтобы покупать российское, надо учителям, пенсионерам и другим бюджетникам платить вовремя зарплату. Поэтому начать надо не с патриотических лозунгов, а с патриотических дел.
И, конечно, при этом нельзя не вспомнить пассажи по поводу “прозрачности” нашего РАО “Газпром”. Лидер коммунистов Г.Зюганов, гневно размахивая кулаком в Санкт-Петербурге, называет “Газпром” стержнем нашей экономики. Премьер-министр В.Черномырдин несколько дней спустя – хребтом той же экономики. Рем Вяхирев, возглавляющий “Газпром”, мило улыбается и сетует на то, что вот, мол, дело было незнакомое, поэтому оформили акционеров не совсем верно. Исправим. Исправили: теперь 35 процентов госпакета акций будет передано г-ну Вяхиреву в трастовое управление официально. Долг 15 трлн. рублей? Будет погашен. Как? Здесь тоже г-н Вяхирев скромен: зачем подробности?
Я не сторонник ломки подобных “стержней” и “хребтов”. Но если “Газпром” всегда договорится с правительством, то кто тогда мы с вами, так никогда и не узнающие эту тайну? Для западного фондового рынка такая закрытость – просто нонсенс. Для нашего – норма.
Так кто же все-таки у нас реформатор-рыночник: г-н президент, г-да Черномырдин, Вяхирев или Зюганов? Или все вместе?
В любом случае их продукция в виде нормальных реформ тоже должна быть кондиционной для общества. Иначе кто ее будет потреблять?
Юрий КОВЕШНИКОВ,
налогоплательщик
Письмо номера
Иди-ка ты, Игорек, на нары
Взяться за перо меня побудил приезд бывшего выпускника. Всякого насмотрелась я за двадцать лет работы в школе-интернате. Видела тоскующие глаза детей, брошенных матерями-кукушками. Отдирала детские руки, судорожно цепляющиеся за милицейские шинели дяденек, привозивших в школу новичков. Вытирала тихие ночные слезы ребят в казенную сиротскую подушку.
Вчера один из таких горемык, только уже без сопровождающих, появился в школьном коридоре. В ветровке (а на дворе хоть и весна, но температура минусовая), в хлопчатобумажных брюках, в вязаной шапочке не первой свежести. Измученные глаза смотрят с надеждой: “Не прогоните?” Он добрался до школы из Парабели, что в шестистах километрах от нас. В одной ветровке, на попутном транспорте. Ночевал на трассе, в открытых всем ветрам будках ожидания. Бодрым голосом успокаивал меня: “Да ничего. До четырех часов утра только холодно, а потом терпеть можно”.
Да, они привыкли терпеть, дети-сироты. Но доколе! Никакие правительственные постановления, президентские указы о льготах для них не выполняются. Сдается мне, что сочинившие их чиновники никогда больше не перечитывали, не интересовались, как воплощаются в жизнь строки того или иного документа. Да и помнят ли авторы содержание своих указов? Первоочередное жилье детям-сиротам, квота на рабочие места, невозможность их сокращения с работы… Но нет у моего гостя жилья, а на работе его сократили. Даже на ферме стали не нужны рабочие руки. Вот и направился Игорек в родные стены. Говорит, что в гости, а в глазах надежда – вдруг приютят, оставят. Только нет у школы-интерната такой возможности.
Смотрю я из окна кабинета вслед нежданному гостю, и слезы застилают глаза. Только и смогла ему дать на обратную дорогу булку хлеба да сала кусок. Принесла из дома, в школе-то не хватает еды и для живущих в ней. Не до гостей. Четвертый месяц нет зарплаты. Второй год не дают ни копейки на оплату коммунальных услуг, методическую литературу. А бастовать нельзя, за нашими спинами – сироты. Один из них сейчас обреченно шагает по проселочной дороге. Попутным транспортом доберется до чужого города, где никто его не ждет, где никто ему не рад. Где она, мама-кукушка, давшая ему жизнь, никому теперь не нужную? Неужели только тюрьма может стать родным домом? Ведь другого дома для него никто не предусмотрел и не построил.
Смотришь, как депутаты в Думе спорят до хрипоты, надсаживаются, бедные. А чем они озабочены? Да тем, как бы навечно закрепиться в престижных московских квартирах и пробиться к сытному пирогу. Сколько квартирок, комнаток для сирот можно было бы приобрести на те деньги, которые выбивают для себя депутаты! Да разве интересуют их судьбы сирот? Ведь это не их дети занимают тюремные нары и боятся воли, потому что там их никто не ждет. Это не их внучата прикорнули в чужом подьезде у теплой батареи или спрятались в канализационном люке. Не их племянники бродят по рынкам с голодным блеском в глазах. Что же им думать о тысячах бездомных детей, кочующих по стране, ворующих, убивающих, умирающих! Но из обиженных волчат вырастают злые волки. И когда-то их пути пересекутся. А всех своих детей за границу не вывезете, к каждому охранника не приставите, господа хорошие. Задумайтесь над этим сегодня.
Галина РЫЖОВА,
директор вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
село Чердаты,
Зырянский район,
Томская область
Династии
Стаж работы в школе – 300 лет
Хорошо, что газета решила предоставлять бесплатную подписку учительским династиям. Зарплату педагогам не платят, на методическую литературу денег не дают. А ваша забота и помощь так греют наши сердца!
Я хочу рассказать об учительской династии Буяновых. Глава семьи – Александр Григорьевич – учитель физики, отличник просвещения Таджикистана, Валентина Степановна ведет математику. Сын Владимир – учитель труда, а дочь Елена работает в начальных классах. Это очень дружная, хорошая семья. У династии Буяновых крепкие, долгие корни. Представители старшего поколения еще в военные и послевоенные годы работали педагогами. По тридцать с лишним лет отдали школе Николай Павлович, Мария Павловна и Раиса Павловна Холины, Варвара Матвеевна Тищенко, Валентина Федоровна Дорожкина.
Племянники Буяновых тоже стали педагогами. Выпускницы нашей школы Алена Тищенко и Ирина Свинцицкая учатся в Новгородском университете. Собирается стать учителем начальных классов одиннадцатиклассница нашей школы Оля Холина. И даже представитель четвертого поколения пятилетний внук Андрей Буянов вопрос о будущей профессии решил. Будет Андрюша учителем. Только еще не знает, какой предмет выбрать – физику, как дедушка, или математику, как бабушка. Еще Андрею нравится работать в школьной мастерской вместе с папой Владимиром Александровичем. Малыш знает названия многих инструментов, станков. Вот какая замечательная династия Буяновых работает в нашей школе. Посчитали, что общий педагогический стаж ее составляет 300 лет.
Татьяна РОМАНОВА, учительница Лесновской средней школы
Новгородский район,
Новгородская область
Спасибо
Впечатлений хватит надолго
Недавно 23 ученика и четверо учителей нашей маленькой сельской школы смогли осуществить свою мечту – побывать в столице. Помогли организовать эту чудесную поездку председатель колхоза Святослав Михайлович Калюжин и директор Рыбоводного завода Александр Николаевич Ульянов.
В Москве для нас гостеприимно распахнул свои двери Центр детско-юношеского туризма, расположенный на Волочаевской улице. Мы здесь жили пять дней. Работники центра, энтузиасты своего дела, внимательные и заботливые люди, создали для нас все условия для отдыха. Владимир Сергеевич Вершинин, Татьяна Михайловна Игнатова, Светлана Владимировна Якунина сделали все, чтобы ребята больше увидели и запомнили. Побывали в Оружейной палате, музее на Поклонной горе, Третьяковке. Удивил нас заповедник “Коломенское”. Ребята восхищались артистами цирка, посетили мы дельфинарий. Впечатлений хватит надолго. Благодарны всем людям, которые подарили нам такие чудесные дни.
Нина РОГОЗИНА, руководитель группы школьников
Варзуга,
Терский район,
Мурманская область
Строку диктует чувство
На гонорар купила джинсы
Спасибо за публикацию моего письма в 7-м номере “Учительской газеты”. Я писала от отчаяния, не ожидала, что опубликуют. Особенно благодарна вашей газете за гонорар. На днях мне исполнилось шестнадцать лет, и мама на эти деньги купила мне джинсы. Мне бы их никогда не видеть без этих денег. А сейчас у меня на душе – весна. Захотелось писать стихами. Но они немножко грустные. Я не тщеславна и знаю, что это не поэзия. Но если опубликуете, буду рада.
“Опять весна на улице! И как ни трудно мне, я улыбаюсь радостно шестнадцатой весне. От солнечного лучика душа моя поет, но вновь учитель мучает, покоя не дает. Пытает вместе с классиком (а ты терпи, сноси), кому живется весело, вольготно на Руси?
…Об этом у правителей
различных расспроси.
Работники бесправные
забыли слово “смех”,
а веселятся главные. Все те,
кто выше всех.
Нет ни стыда, ни совести,
ни чести про запас.
И нет печальней повести,
чем этот мой рассказ”.
Оксана МАРЧЕНКО, 16 лет
Братск,
Иркутская область
Ну и ну!
Не подхожу по инструкции
На днях посетил городской Центр социальной защиты. В секторе работы с ветеранами симпатичная девушка, просматривая мои документы, даже не спросила о трудовом стаже. Ее интересовали награды. Бесстрастным тоном она произнесла: “Вы не подходите по инструкции”. Получается, что звания “Ветеран труда” я недостоин. Проработал в системе народного образования сорок три с половиной года. Прошел все ступени “школьного дома”. Был учителем, завучем, инспектором гороно, директором школы. На последней должности работал 13 лет, имею высшую категорию. А на звание “Ветеран труда” не могу претендовать.
Перечитал не один раз федеральный “Закон о ветеранах”. В первой статье речь идет о том, что учитывается добросовестный, долголетний труд. Хорошо, но почему тогда такая неясность. В седьмой статье сказано, что кандидат на звание “Ветеран труда” должен быть обязательно орденоносцем, медалистом или должен обладать ведомственными знаками отличия. А какими – не указано. Значит, чиновники пишут свою, ведомственную, инструкцию. В понимании составителей инструкции ведомственные знаки отличия – это звания заслуженного, народного учителя, а перечень замыкает “Грамота Республики Татарстан”. Я имею десяток грамот, подписанных ведомственными руководителями высоких рангов, но нет орденов и медалей. На мой взгляд, инструкция, принятая в нашей республике, не защищает многочисленный слой учительства. Что делать учителям, которые к моменту прекращения раздачи медалей “Ветеран труда” уже имели стаж работы 20-25 лет, однако, кроме грамот гороно (в лучшем случае), никаких наград не имеют. И таких людей не так уж мало. Что им делать?
Александр КОНСТАНТИНОВ,
считавший себя ветераном
Зеленодольск,
Республика Татарстан
От редакции.
Александр Константинович Константинов, бывший учитель и директор, является нашим постоянным подписчиком с 1958 года. Его статьи неоднократно публиковались в нашей газете. Он сообщил редакции, что в Центре социальной защиты города Зеленодольска документы у него все-таки приняли, обещали разобраться в ситуации. О том, как решится вопрос, мы сообщим позднее.
Первые сто строк
Комментарии