Предлагаем нашим читателям-педагогам алгоритм подготовки и проведения уроков по радиационной безопасности в девятых классах общеобразовательных школ. Он разработан преподавателем-организатором столичной школы №1137 Виктором ПОНОМАРЕВЫМ под руководством вице-президента Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, заместителя директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования Москвы, председателя научно-методического совета по безопасности жизнедеятельности столичного Департамента образования, кандидата педагогических наук Виктора СЮНЬКОВА.
В московской учебной программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для девятых классов вопросы радиационной безопасности включены в раздел «Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера». Содержащаяся в нем тема «Аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ» рассчитана на 4 урока:
1. Основные понятия. Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ. Последствия радиационных аварий и катастроф. Особая опасность актов терроризма на объектах радиоактивных веществ. Лучевая болезнь (2 урока).
2. Меры по предупреждению радиационных аварий и катастроф (1 урок).
3. Основные меры по защите населения. Радиационные режимы. Действия населения при радиационных авариях (1 урок).
Для освоения этой темы учащиеся и педагоги располагают учебным пособием «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор В.Я. Сюньков), которое содержит информацию для углубленного изучения вопросов защиты от техногенных катастроф, позволяет учителю свободно варьировать материалом в зависимости от цели уроков и возможностей учащихся.
Вместе с тем возникает задача выбора методик и объема материала, необходимого и доступного для девятиклассников, еще слабо подготовленных к восприятию научно-технической информации из области ядерной физики. Несмотря на то, что учащиеся в рамках предмета «Естествознание» уже познакомились с понятием «атом», они согласно учебной программе по химии только приступают к изучению его строения, получают понятие о заряде атома, его составе и электронных слоях, изотопах, составе атомных ядер, протонах и нейтронах. Это вызывает сложности в понимании процессов при ядерных реакциях и последствий воздействия радиации на природу и человеческий организм.
Для решения этой задачи предлагаем учителю воспользоваться специальным алгоритмом (Блок-схема – на рисунке), позволяющим на основе учебного пособия самостоятельно структурировать материал и дифференцировать его объем в зависимости от подготовленности аудитории. Это особенно полезно начинающим педагогам, а также опытным учителям с гуманитарным образованием.
В учебном пособии школьники встречают новые понятия (радиоактивность, ионизирующее излучение, квантовый переход, цепная реакция), незнакомые термины (радиоактивная пыль, радиоактивные продукты, материалы, объекты, дезактивация, радиационный фон), а также единицы измерений (рентген, зиверт, грей, рад, кюри, беккерель). Поэтому накануне изучения раздела преподавателю необходимо выполнить три подготовительных операции, порядок которых представлен на рисунке «Блок-схема алгоритма»:
1. Диагностическое тестирование.
2. Адаптация специальных терминов и определений.
3. Минимизация новой научно-технической информации.
Диагностическое тестирование проводится в конце урока ОБЖ, предшествующего изучению темы. Для этого преподаватель раздает ученикам карточки с вопросами.
Карточка тестирования
1. Радиоактивность – это:
а) активность радиостанций в эфире;
б) свойство распада атомных ядер:
в) продолжительность работы радиопередатчика в сутки.
2. Ионизирующее излучение – это:
а) излучение ионов;
б) излучение при поглощении ионов;
в) излучение, образующее ионы.
3. Радиация представляет собой:
а) опасное излучение;
б) развитие радиовещания;
в) сильнодействующие ядовитые вещества.
4. Дезактивация – это:
а) нанесение упреждающего удара;
б) очистка от радиоактивной пыли;
в) извлечение запала из гранаты.
5. Нейтрон – это:
а) клетка, проводящая нервные импульсы;
б) вредное вещество, накапливающееся в овощах;
в) имя римского императора.
6. Дозиметрический контроль – это:
а) измерение дозы радиоактивного облучения;
б) предзимний метеопрогноз;
в) контроль наркотической дозы.
7. Период полураспада – это:
а) пятидесятипроцентное разрушение конструкции;
б) время, необходимое для разложения половины органической массы;
в) время уменьшения количества радиоактивных атомов в 2 раза.
8. Лучевое поражение – это:
а) результат действия лазера (бластера);
б) следствие сильного пожара;
в) действие ионизирующего излучения.
9. Атом – это:
а) совокупность нуклонов и электронов;
б) термоядерный заряд;
в) основная неделимая часть вещества.
По мере перечисления преподавателем вариантов ответов учащиеся поднимают руки. Педагог подсчитывает количество правильных ответов и заносит их в таблицу №1, по которой затем оценивает результаты тестирования. Следует отметить, что на пятый вопрос, как видно из таблицы, умышленно не предусмотрено правильного ответа. Если учащиеся знают его, они не выберут ни один из предложенных вариантов ответа на этот вопрос.
Выявив при помощи тестирования уровень знаний учащихся, преподаватель формулирует общую цель системы уроков по этому разделу и конкретную – каждого урока. Под них выбирает метод проведения урока, содержание учебного материала и средства обучения.
Например, общими целями могут быть: предупреждение развития радиофобии; понимание перспективности ядерной энергетики; обретение уверенности в надежности современных ядерных установок; воспитание нравственности, гуманизма, бережного отношения к природе; пропедевтическая подготовка к изучению опасности технических систем и защиты от них и другие.
Конкретными целями отдельного урока может быть: умение оперировать современными терминами и понятиями в области ядерной энергетики; приобретение навыков распознания и оценки негативного воздействия радиации; получение знаний в области защиты от воздействия радиации и т.п.
Педагог выбирает содержание уроков, предложенных в блок-схеме алгоритма, руководствуясь результатами диагностического тестирования. Если правильных ответов (S) до 20%, рекомендуется выбрать вариант «А»; до 50% – «Б», а если их больше половины – «В».
Каждому варианту серии уроков соответствует свой набор терминов и определений, которые нужно пояснить учащимся. Вот их перечень для первого урока:
Вариант «А»:
атом – определение в учебном пособии, стр. 226;
атомное ядро – стр. 232;
радиоактивное излучение, радиоактивное загрязнение – стр. 321;
радиоактивность, радиоактивные вещества – стр.231 с дополнением: натуральные радиоактивные вещества – радий, уран, плутоний, и наведенные, производные – йод-131, цезий-137, стронций-90;
альфа-излучение («-излучение») – поток ядер гелия с двумя положительными зарядами;
бета-излучение («-излучение») – поток электронов (или позитронов), летящих со скоростью, близкой к скорости света;
гамма-излучение («-лучи») – электромагнитное излучение, которое распространяется со скоростью света;
радиационное поражение – стр. 88, 90, 91;
профилактика заболеваний щитовидной железы – стр. 89;
дозиметрический контроль – измерение дозы облучения с помощью специальных приборов, а также определение термина «доза» – стр.228;
дезактивация – специальные мероприятия по очистке предметов от радиоактивной пыли путем мытья, встряхивания или захоронения зараженных предметов.
После этого учащимся излагается адаптированная учителем глава 4.2. «Авария на Чернобыльской АЭС. Уроки и выводы».
Практика показывает, что особое внимание необходимо обратить на рассказ о воздействии ионизирующих излучений на организм человека и йодную профилактику.
Вариант «Б»:
естественный радиоактивный фон (естественный фон излучения) – стр. 228;
протоны – разновидность нуклонов, составная часть атомного ядра, имеющая положительный электрический заряд;
ядро гелия – идентично -частице, состоит из 2 протонов и 2 нейтронов;
нейтроны – разновидность нуклонов, составная часть атомного ядра, не имеет электрического заряда – стр. 230;
электрон – элементарная частица, составная часть атома, обращается вокруг атомного ядра, носитель минимального отрицательного заряда;
фотон – мельчайшая порция (квант) света;
радиоизотопы – стр. 228;
стронций-90, плутоний-239 – радиоактивные вещества вторичного происхождения (изотопы стронция и плутония), образующиеся при ядерных реакциях;
радиобиология – раздел биологии, изучающий воздействие радиоактивных элементов на живые организмы;
реакция делений ядер урана – стр. 102;
графитовый замедлитель – специальные стержни из графита, замедляющие движение нейтронов в атомном реакторе;
ионизирующее излучение – стр. 228;
радиоактивные вещества – обладающие свойством радиоактивности;
период полураспада – стр. 230;
цепная реакция деления – процесс лавинообразного нарастания скорости деления ядер радиоактивного вещества;
радионуклиды, «продукты деления – стр. 230, 231;
уровни радиации (уровни -фона) – показатель интенсивности радиоактивного излучения, измеряется в рентгенах;
лучевое поражение, лучевая болезнь – стр. 229;
зиверт – стр. 188,
бэр – стр. 226,
кюри – стр. 229;
радиоактивный йод – йод-131, в окружающее пространство попадает из ядерного реактора вследствие радиационных аварий – стр. 89, 90;
адсорбенты – медицинские средства (например, активированный уголь) способствующие выводу из организма радиоактивных веществ»;
радиофобический стресс (радиофобия) – болезненное психофизическое состояние, вызванное боязнью подвергнуться радиоактивному облучению – стр. 231.
После этого учащимся излагается краткий обзор главы 4.1. «Начало ядерной эры», при этом главное внимание уделяется роли нашей страны в развитии атомной науки и практики, а также состоянию ядерной энергетики в мире.
Вариант «В»:
продукты деления – – активны (гамма-облучение) – радиоактивные вещества, которые самопроизвольно при своем распаде испускают электромагнитную энергию в виде – и – частиц, а также – лучей и рентгеновского излучения» – стр. 226, 227, 231;
радионуклиды, продукты деления – стр. 230, 231;
доза облучения, дозовые пределы – стр. 228, 229;
быстрые нейтроны – нейтроны, обладающие большей, чем у обычных нейтронов, энергией за счет их скорости движения;
квантовый переход – скачкообразном изменении внутренней энергии атома (молекулы, атомного ядра) при переходе из одного состояния в другое».
Далее педагог строит свою работу по алгоритму.
В соответствии с выбранным вариантом преподаватель, следуя блок-схеме, готовит учебный материал на основе учебного пособия путем минимизации (сокращения) или адаптации (упрощения до уровня возрастного восприятия) информации.
Для проверки усвоения материала в конце серии уроков проводится самостоятельная работа, во время которой ученикам разрешается пользование своими записями в тетрадях.
Комментарии