search
main
+1

Ради тех, кому сложно. В Воронеже прошел первый конкурс имени Марины Картавцевой

Октябрь – самый конкурсный месяц для нашего учительства. И не только потому, что в день профессионального праздника педагогов финиширует конкурс «Учитель года», но и потому, что именно в это время в регионах подводят итоги своих многочисленных конкурсов, награждают лучших преподавателей, психологов и воспитателей. В Воронежской области этот список в нынешнем году увеличился: в регионе прошел первый в истории конкурс для педагогов, психологов, воспитателей, дефектологов, в общем, всех тех, кто работает в школах-интернатах для детей с ОВЗ, в детских домах, психолого-педагогических и лечебно-образовательных центрах, а также в кадетских корпусах и других учреждениях, находящихся в областном подчинении.

Официальное название конкурса звучит так – Региональный конкурс профессионального мастерства педагогов казенных общеобразовательных учреждений Воронежской области имени народного учителя СССР Марины Игнатьевны Картавцевой. По замыслу организаторов, а это Воронежское областное отделение Российского детского фонда, областной Департамент образования, науки и молодежной политики и Воронежский институт развития образования, конкурс получит статус ежегодного и самого значимого профессионального соревнования среди педагогов, работающих с детьми с особыми возможностями здоровья и с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.Для «Учительской газеты» это профессиональное состязание интересно еще по двум причинам: участие собкора газеты Татьяны Масликовой в жюри данного конкурса и сотрудничество Марины Игнатьевны Картавцевой с нашей газетой, неоднократно печатавшей на своих страницах ее статьи. Три года назад Марина Игнатьевна ушла из жизни, оставив о себе самую добрую память, множество благодарных учеников, а еще свои статьи и книги. Будучи при жизни человеком очень неравнодушным, она, уже имея награды, звания, известность, более 20 лет возглавляла Воронежское областное отделение Российского детского фонда, всеми силами пытаясь помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.Рассказывает Марина Севергина, председатель жюри конкурса, нынешний руководитель Воронежского отделения Детского фонда:- Для Марины Игнатьевны всегда была важна проблема сиротства. Тогда было актуально создание семейных детских домов, а сейчас мы понимаем, насколько проблематично будущее приемной семьи. Сегодня на территории Воронежской области сохраняются остатки детских домов, все сокращается, детей передают в приемные семьи. Это правильно, но как будут дальше жить эти семьи, какие у них проблемы – вот насущные вопросы. Сегодня появляются новые степени сиротства, например, детское сиротство при двух родителях, когда ребенок растет полностью без внимания при живых отце и матери. Найти таких детей патронатным службам нелегко, потому что на бумаге у этих ребят все хорошо. Еще одно сиротство – это сиротство родителей, у которых на руках так называемый проблемный ребенок. Таким родителям трудно, и именно в лице педагогов и воспитателей у них появляются помощники, опора и надежда на то, что они не одни в этом мире.К конкурсу имени Марины Игнатьевны Картавцевой мы шли три года. Изначально хотели проводить его для учителей-словесников – эта специальность была родной для Марины Игнатьевны. Но потом поняли, что 25 лет своей жизни она посвятила не столько филологии, сколько заботе о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию. Нынешний год знаменательный – исполняется 30 лет с момента образования Детского фонда. Надеемся, что наш конкурс будет развиваться, а учреждениям, находящимся в областном подчинении, обучающим и воспитывающим детей, областное отделение Детского фонда обещает поддержку и особую заботу!Конкурс проходил в несколько этапов. В рамках заочного тура жюри оценивало фоторепортаж, подготовленный каждым участником и называвшийся «Белый свет ненагляден» (название книги Марины Игнатьевны Картавцевой). Фотоподборка иллюстрировала один день работы конкурсантов со своими воспитанниками – не более 15 фотографий с небольшими комментариями к каждой.Очный тур также состоял из двух этапов. Первый – «Дидактика через волшебство» – самый сложный. 16 конкурсантов давали мастер-классы, демонстрируя свое педагогическое мастерство в обучении и воспитании таких непростых своих подопечных, а также, как было сказано в официальных конкурсных материалах, «в планировании и анализе эффективности занятий и подходов к обучению и воспитанию». По итогам заочного и первого, очного, туров были выбраны 10 педагогов, которые стали участниками второго, очного, тура «Сотворение личности». Он проходил в форме часового круглого стола, где каждый участник выражал свое мнение по самым острым вопросам в сфере образования детей с ОВЗ, детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Тема круглого стола оказалась не из легких – «Чему я учусь у детей нового поколения». Полученные ответы ярко и интересно характеризовали участников конкурса.Елена Шедогубова, учитель русского языка и литературы Семилукского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, рассказала, как по настоянию учеников десять лет назад участвовала в передаче «Слабое звено» и выиграла, доказав тем самым своим мальчишкам и девчонкам, что их центр и их коллектив совсем не слабое, а сильное звено! После этого ребята организовали свою команду КВН и стали участниками интеллектуальной паралимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети научили своего педагога побеждать и не сдаваться.Учитель обществознания Горожанского казачьего кадетского корпуса Алексей Клушин учится у своих воспитанников быстроте мысли, творчеству и уверенности в себе. Но! Необходимо осмысление: у современных подростков быстрота мысли сочетается с размытой абстрактностью, творчество дети готовы демонстрировать на праздниках и концертах, а на уроках – не очень, уверенность в себе легко может превратиться в глупость и излишнюю самоуверенность.Учитель-дефектолог Острогожского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста Ирина Николаева благодаря своим ребятишкам взялась за фотоаппарат. Она работает с неслышащими и слабослышащими детьми, и фотография помогает им ощутить и познать мир. А уж как удивляются родители, когда видят своих детей неожиданно прекрасными или умилительно смешными! На своем мастер-классе Ирина показала, как использует на занятиях с детьми конструктор «Банчемс» и как из этих разноцветных липучек дети создают новый мир – необычный, веселый и очень красочный. А заодно осваивают азбуку, развивают логику и мелкую моторику.Никого не оставил равнодушным рассказ учителя начальных классов, учителя-логопеда воронежской школы-интерната №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Наталии Стороженко. В ее классе дети слепые или с частично сохранным зрением. Чтобы понять, как чувствует себя ребенок с глаукомой или отслоением сетчатки, Наталия, как она сама о себе сказала, «человек со стопроцентным зрением», сделала несколько пар специальных очков, в которых часть стекла (обзора) закрыта, как это бывает при том или ином заболевании. Ходить, читать, работать, даже есть в таких очках очень сложно, иногда невозможно, а дети с таким зрением живут.Когда подводили итоги конкурса имени Марины Игнатьевны Картавцевой, все участники благодарили организаторов за предоставленную возможность показать свою работу и рассказать о ней, а также о своих воспитанниках. Победителем стала Наталия Викторовна Стороженко, а призерами – Ирина Владимировна Николаева и Ольга Владимировна Шостаковская, музыкальный руководитель Воронежского областного центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Председатель жюри конкурса вручила им дипломы, цветы и сертификаты на сумму 50000 и 25000 рублей. Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте